Надежда Кадышева: хайп или пробуждение генетической памяти?

Надежда Кадышева стала хедлайнером праздника выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. Почему певица, которая, казалось, может быть популярной  даже не у бабушек, а у прабабушек нынешних подростков, вдруг, как говорится, «завирусилась»?

Надежда Кадышева. Фото: Станислав Жданов/РИА Новости

Надежда Кадышева. Фото: Станислав Жданов/РИА Новости

Отбор хедлайнеров на «Алые паруса» проходит в несколько этапов: анализируются рейтинги артистов, зрительские симпатии, учитываются музыкальные предпочтения молодёжи и заданная тема праздника, которая каждый год меняется. То есть, выбирая Кадышеву, организаторы отталкивались от реальной картины в головах молодёжи.

В репортаже с концерта для питерских выпускников читаем: «Кадышева – это наша семья, – гордо заявил один из выпускников. – Мы два раза ходили на её концерты. Другие и вовсе требовали Кадышеву немедленно, скандируя с энтузиазмом фан-сектора: “Даёшь Кадышеву!”. Под легендарную “Течёт ручей” плясали все, включая делегацию из Венесуэлы, причём с таким энтузиазмом, будто песня сопровождала всё их школьное детство». Зрители не просто аплодировали – они пели каждое слово, танцевали и требовали повторения каждой песни.

Я сама недавно во время прогулки по подмосковной Коломне стала свидетелем внезапной популярности Кадышевой у юной публики, и, признаться, была в шоке. Представьте себе хипстерское пространство у стен Коломенского кремля: деревянные настилы, поставленные в рамках благоустройства по проекту «Комфортная городская среда» (КБ «Стрелка» делает подобные во всех малых городах России). На чём-то деревянном волнообразном сидят девицы в широких штанах, безразмерных худи, с зелёными волосами. Одна из девиц восторженно кричит: «А вот эту песню вы слышали?». Я притормаживаю рядом с ними, поскольку  стараюсь следить за молодёжными трендами, и интересуюсь, что же они слушают с таким энтузиазмом. И вдруг из телефона зеленоволосой девушки начинает петь... Надежда Кадышева, звезда СНТ «Энтузиаст» конца 1990-х. Я думала, что она теперь выступает на Днях деревни в отдалённых регионах – а вот оно как! «Плывёт веночек» зашёл у молодёжи.

В прошлом году отовсюду неслась песня «Матушка-земля» Татьяны Куртуковой:  «Для меня – Святая Русь, для других – занозонька». Тут можно было заподозрить специальную раскрутку и накрутку, как у певца SHAMAN (Ярослав Дронов). Тренд «всему миру назло» сегодня заходит не столько у молодёжи, сколько у высокого начальства, – а шоу-бизнес подстраивается. Народ же, прослушав какую-то песню несколько десятков раз, решает, что любит её, и начинает слушать не только принудительно, но и по своей воле. Эту самую «Матушку-землю» мне приходилось слышать в деревне с соседнего огорода примерно весь июль-2024.

Но с Кадышевой было не так. Во-первых, никакого нагнетания противостояния, сплошная незатейливая лирика: 

И плывёт веночек 

Вдоль ночной воды, 

Одинокая стою на берегу. 

Вижу отражение

Своей мечты, 

Но найти её на небе не могу. 

Надежда и Григорий Кадышевы выступают на концерте в рамках праздника выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. Фото: Артем Пряхин/РИА Новости
Надежда и Григорий Кадышевы выступают на концерте в рамках праздника выпускников «Алые паруса» в Санкт-Петербурге. Фото: Артем Пряхин/РИА Новости

Что тут может привлечь подростков, которые выросли на рэпе? Задорный голосок? Экстравагантная внешность сказочной героини? Свадебное платье на 66-летней Кадышевой на сцене «Алых парусов»  запросто могло восприниматься как наряд доброй феи-кр`стной. Тем более когда она поёт: «А я вовсе не колдунья».

История Кадышевой неоднократно описывалась в журналах типа «Работница» и «Крестьянка» в начале 1990-х, но кто это помнит? Поэтому немного фактов. Надежда Никитична Кадышева и её муж Александр Костюк, неизменно сопровождающий её со своим баяном, окончили Гнесинку. Они выступают с 1983 года, сейчас к ним присоединился сын. Любопытно, что сначала это был экспортный вариант: песни группы «Золотое кольцо» сначала получили признание на Западе. А из Европы и США в 1990-е они пришли к российскому слушателю – тогда это было принято. Так, например, в Россию попали звёзды Брайтон-Бич Люба Успенская и Вилли Токарев. Между прочим, в 1992 году Кадышева и Костюк повенчались в главном православном храме Сан-Франциско. Сын женат на представительнице бизнес-клана Бирюковых, племяннице Петра Бирюкова, заместителя мэра Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству. То есть такие типичные звёзды позапрошлой эпохи.

Почему же произошёл внезапный взлёт популярности этой исполнительницы  у тех, кто в ту эпоху ещё не успел родиться? Сейчас на эту тему много рассуждают с разных идеологических позиций. Конечно, в первоначальной раскрутке сработал  ТикТок – именно оттуда завирусилась, то есть получила известность в интернет-среде посредством распространения от одного пользователя к другому, песня «Плывёт веночек». Но потом-то пошли концерты с недешёвыми билетами...

«Популярность Кадышевой – просто прикол, хайп ненадолго», – считают одни, вспоминая, как «завирусилась» песня Эдуарда Хиля «Тролололо». «Нет, это отражение тяги молодёжи к нормальности, к хорошему русскому языку, профессиональной музыке, к правильной русской семье на сцене», – считают другие.

Да, большая проблема современной поп-сцены – русский язык у нынешних исполнителей кажется каким-то иностранным, слова поются с каким-то неведомым акцентом. Музыка однообразна, лица одинаковы что у мужчин, что у женщин (губы, брови, скулы делаются по одному стандарту).

У Кадышевой и её супруга всё сделано добротно и профессионально – всё-таки школа Гнесинки.

Стремление к национальной самоидентификации – это тоже тренд, который сейчас растёт во всём мире. Фолк-музыка, этническая музыка всё более и более востребованы: «Энигма», Эния, группа Gregorian – можно долго перечислять. В России был успех «Бурановских бабушек».

Кадышева – это сильно стилизованный фолк, очень упрощённый. Но именно такая простая музыка сильнее всего пробуждает какие-то генетические коды. Как африканский там-там, под который начнет танцевать даже чернокожий профессор из Сорбонны.

Надо сказать, что русская народная музыка была «пересобрана» во второй половине ХХ века по воле Сталина талантливыми советскими композиторами, часто – еврейской национальности. Параллельно такое же происходило в эмиграции, всякие «Ехали на тройке с бубенцами» завоёвывали мир. Это было такое возрождение великорусского стиля, почившего в революционные годы. Те песни, которые мы поём во время застолий, писались так же, как пишут свои произведения Кадышева и ее супруг. Берущие за душу гармонии под гармонь всегда находят отклик в душах.

Мой знакомый релокант, либеральный журналист, посмотрел трансляцию «Алых парусов», и написал в телеграмм: «Ощущения в эмиграции вышли на новый уровень. Смотрел, как петербургские выпускники на “Алых парусах” танцуют и хором поют под Кадышеву, и вдруг не выдержал – слёзы полились. Ну абсурд же, мог бы под что-нибудь более приличное поплакать, но сердцу не прикажешь».

#выпускной #Надежда Кадышева #Алые паруса #музыка  

Читайте также