Дети и деньги – тема любопытная. И не только в плане их, детей, обеспечения, но и в вопросе обучения их финансовой грамотности. Один из способов – предоставление детям карманных денег. Но тут, конечно, много вопросов. В каком возрасте начинать давать деньги? Сколько? На каких условиях? Как контролировать траты? Да и нужно ли?
Интересно, конечно, посмотреть на коллективный опыт: вдруг в нём сокрыта истина? Этим летом исследование на эту тему провела группа «Ренессанс страхование». И вот результаты. Большинство родителей (35%) считают, что первые деньги можно доверять ребёнку в возрасте 9–11 лет, 25% думают, что лучше подождать до 12–14 лет, 9% опрошенных готовы делиться своими доходами с подростками старше 15 лет, а 7% вовсе категорически против карманных денег. Что ж, кажется, большинство мам и пап интуитивно правильно определяют период, когда детям пора учиться обращаться с деньгами. Психологи, правда, советуют начинать давать какую-нибудь мелочь уже шестилеткам, но в этих советах фигурируют такие смешные суммы, что малышу придётся неделю копить на шоколадку. Пожалуй, многие родители и так это делают: например, отдают детям скапливающиеся в кошельке монеты, а он их бросает в свинью-копилку.
А что с суммами? Выяснилось, что 41% россиян ограничиваются тысячей рублей в месяц, 46% выделяют от 1 до 5 тысяч, а 13% дают от 5 до 10 тыс. рублей. Много или мало? Да, в общем, довольно щедро, если исходить из статистики российских зарплат. По моим ощущениям, при условии, что все основные потребности ребёнка закрыты, как и должно быть в норме, карманные деньги на одного ребёнка не могут превышать 3% дохода родителя, и то если речь о старшекласснике.

Знаю, не все согласны с таким подходом. Более того, наблюдаю, что многие родители прямо фрустрированы: считают, что дают ребёнку недостаточно денег. Ведь что купишь на тысячу? А если мальчик девочку в кафе захочет сводить? А если девочка мечтает сама выбирать и покупать украшения? Как-то я даже наблюдала историю, когда несчастная мать корила себя за то, что дочь начала воровать: знакомые быстро уверили взрослую женщину, что девочка пошла по кривой дорожке от недостатка карманных денег, хотя мама, которая работала за пятьдесят тысяч и воспитывала ребенка одна, давала в месяц кровиночке на заколки по 5 тыс. рублей.
Что тут скажешь? Карманные деньги – это не детская зарплата, не пособие. И выдаются они не на закрытие базовых потребностей. А не базовые – родителям при всём желании все не перекрыть. Вырос мальчик до прогулок с девочками – наверное, тогда он может и подработать. Не в ущерб учёбе, но в каникулы почему бы и нет? В молодёжной службе занятости помогают найти заработок подросткам с 14 лет. Хочется девочке новый браслет – можно ужаться в других тратах и накопить. Смысл карманных денег именно в этом – научиться грамотно обращаться с тем, что есть, а не черпать из воображаемого бездонного колодца и спускать в реальную черную дыру.
В Европе карманные деньги, если верить зарубежным исследованиям, тоже весьма символичны: в среднем это 20–40 евро в месяц, только старшие школьники могут получать 50–70 евро. А ведь доходы за границей другие. На Западе (наверное, в большей степени в США) родители поощряют детский труд, готовы и сами выступить в качестве работодателей: заплатить за стрижку газона, мытьё машины. У нас такое тоже практикуется, хотя и порицается. По признаниям знакомых знаю: многие платят детям за уборку, но со скрипом, от отчаяния, чувствуя, что проявляют слабость. Наверное, дело в том, что большинство российских детей могут проявить себя не в работе на большом придомовом участке, а разве что посуду помыть, пыль протереть – за такое действительно странно платить.

Вообще условия выдачи карманных денег – вопрос довольно спорный. Многие психологи и педагоги уверяют, что дети не должны получать деньги за что-то: за уборку, за хорошие оценки, за хорошее поведение. И логика, в общем, понятна. Плата за то, что нужно самому ребенку, – сомнительная мотивация (вот бы ещё как-то объяснить детям, что это им нужна чистота в их комнате, когда им вполне уютно в своём «творческом беспорядке»). Кроме того, смысл карманных денег вообще не в поощрении: это, как уже говорилось, инструмент для обучения финансовой грамотности. Взрослеющий человек учится планированию, распределению, осознаёт ценность денег. Но действительно ли это так работает? Реально ли тысяча или три тысячи в месяц имеют такой образовательный потенциал?
Для меня вопросы не праздные. Сама я человек, как мне кажется, вполне финансово грамотный. Но вот какой-то чёткой системы с детьми пока не выстроилось. Я не следую советам психологов: даю детям деньги нерегулярно и разные суммы. Ну так получается. Или, наоборот, не получается. Но я вижу, что подход к тратам у детей всё равно разный. Сын копит, причём не на что-то конкретное, а просто откладывает и забывает, а потом уж, когда набегает приличная сумма, думает, на что потратить. Дочь – полная противоположность: спускает всё сразу, и я подозреваю, что от введения чёткого лимита, стабильного графика и понятных правил мало что изменится. Хотя стоит попробовать, конечно.

Другой вопрос, который многих занимает, – это контроль трат. Специалисты рекомендуют в этом смысле не жестить, не требовать отчётов, а вместо этого ненавязчиво интересоваться планами, помогать советами. Тут я согласна, правда, не из-за какой-то особой осознанности или либеральности. А просто потому, что контроль – это очень энергозатратно, а в жизни с детьми его и так много. Да и здравый смысл подсказывает, что теми скромными средствами, что дети от меня получают, сильно они себе не навредят. Вместе со мной таких беспечных родителей 25%. Остальные держат руку на пульсе: 20% родителей постоянно следят за покупками ребёнка, проверяют чеки, 24% интересуются крупными расходами, 31% просят детей рассказывать о тратах.
Лучше не строгий контроль, не допросы, а личный пример и непринуждённые разговоры о деньгах. Однако 30% родителей признаются, что сами не всегда являются образцом правильного финансового поведения и только 34% способны обсудить с детьми, как тратить деньги с умом. Даже не знаю, как у них это выходит. Я как человек, вынужденный постоянно считать деньги, не стесняюсь считать их и вслух, при детях. Может, не очень педагогично, но надо ведь как-то объяснять детям, что не все вещи стоят тех денег, которые за них хотят, что огромные скидки – часто иллюзия или ловушка, что важны структура расходов и баланс дебета с кредитом, потому что, если хочется первое, второе, третье, а ресурса только на первое и второе или второе и третье, то странно тратить 90% бюджета на спонтанное четвёртое.
По мне так говорить с детьми да и вообще с близкими о деньгах – всё равно что говорить о погоде. Потому что это неотъемлемая часть жизни. Вроде того что, если дождь, лучше взять зонт. Какие-то особые навыки, какие-то специальные формулировки тут едва ли требуются.