Здесь и «Чёрный январь», и карабахский конфликт. Так или иначе, но диалог между двумя государствами продолжался. Правда, под негласным присмотром Турции и её проекта «Великого Турана», в котором Азербайджану отведена значительная роль.
Очередной виток обострения
Сковорода на газовой плите с зажжённой конфоркой – так можно описать взаимоотношения Москвы и Баку за последние три с половиной десятилетия. Время от времени на раскалённую поверхность наливается масло, которое начинает шипеть и стрелять во все стороны. Стороны обмениваются взаимными претензиями, причём Москва явно старается выбирать выражения, чего нельзя сказать об оппоненте. Яркий тому пример – инцидент, произошедший в самом конце июня.
Тогда российские силовики задержали в Екатеринбурге полсотни азербайджанцев. Прошла полноценная операция по делу об этнической ОПГ, которую подозревали в различных преступлениях, в том числе и убийствах. И получилось так, что двое подозреваемых погибли. Появились новости, что братья Сафаровы подверглись пыткам, что и привело к летальному исходу. Азербайджанская сторона выступила с резкой критикой в адрес России, переводя уголовное дело в политическую плоскость. Москва пыталась объяснить произошедшее и просила не торопиться с выводами.
Однако… в выражениях не стеснялись даже высокопоставленные чиновники Азербайджана. Некоторые призывали и вовсе всех азербайджанцев, проживавших на территории России, выйти на улицы и «раскачивать лодку». Следом произошли отмена всех культурных мероприятий с участием россиян в Азербайджане, а также сворачивание сотрудничества на высоком уровне. А Генпрокуратура кавказской страны начала расследование по факту смерти братьев Сафаровых. Затем в Баку были задержаны журналисты «Sputnik-Азербайджан». Редактор и шеф-редактор и вовсе были объявлены сотрудниками ФСБ. Москва опять попыталась успокоить своего южного соседа, но это ни к чему не привело. Наоборот, азербайджанские СМИ внезапно распространили личные данные сотрудников полиции, которые производили задержание членов ОПГ, и обвинили их в убийстве. Очередной протест со стороны Москвы был вновь проигнорирован. И в России продолжились задержания азербайджанцев. Эта история ещё не закончена, и непонятно, когда придёт время поставить точку.

Снежный ком конфликтов
Ситуация с братьями Сафаровыми стала продолжением других проблем между Москвой и Баку, которые год от года только увеличиваются в размерах, словно снежный ком.
25 декабря прошлого года произошла трагедия – катастрофа азербайджанского пассажирского лайнера, который следовал по маршруту Баку–Грозный. Упал же самолёт возле казахского аэропорта Актау. На борту воздушного судна находилось 67 человек, 38 из которых погибли. И большинство из них были гражданами Азербайджана. Выяснилось, что причиной катастрофы стали не технические неисправности, а воздействие извне. Российская сторона признала, что незадолго до трагедии над Грозным действовал план «Ковёр» из-за атаки украинских БПЛА. Азербайджанская сторона в свою очередь заявила, что самолёт был повреждён из-за «обстрела с земли». Пилоты пытались дотянуть до Актау, но у них не получилось. Причём об этом сказал сам президент Ильхам Алиев. Между лидерами России и Азербайджана произошёл телефонный разговор. Но к разрешению ситуации это не привело. Наоборот, конфликт только усиливался.
Уже в начале 2025 года Азербайджан взял за горло «Русский дом» (ранее представительство Россотрудничества). Работа организации была приостановлена из-за формальной причины – отсутствия необходимой регистрации. Причём, по заявлению Москвы, попытки утрясти юридические нюансы предпринимались, вот только Баку их игнорировало. Затем последовали уже привычные выпады чиновников обеих сторон. И на изменение ситуации это повлиять никак не могло. А депутат Госдумы Николай Валуев был объявлен персоной нон-грата в Азербайджане. Москва же запретила въезд в страну депутату Азеру Бадамову.
И логичным финалом конфликта стал отказ Алиева от приглашения на Парад Победы в Москве 9 Мая. По официальной версии, он не смог приехать из-за праздничных мероприятий в своём государстве. Но истинную причину поняли все.

Правда, справедливости ради стоит сказать, что и Россия использовала юридические нюансы, чтобы в 2017 году остановить деятельность «Всероссийского Азербайджанского конгресса». В Баку тогда болезненно отреагировали на это решение, назвав его недружественным шагом.
Учитывая шлейф противоречий, тянущийся ещё с советских времён, нет ничего удивительного в том, что Азербайджан не поддержал Россию в конфликте с Украиной. Не признало кавказское государство и изменившийся статус Крыма. Более того, в 2023-м и 2024 году появлялась информация, что Азербайджан тайно поставлял Киеву вооружение и боеприпасы. Баку отреагировал на это быстро. Сам Алиев тогда заявил, что ничего подобного не происходит.
Произошёл конфликт между странами и в медийном поле. Россия ограничила доступ к некоторым азербайджанским новостным сайтам по причине публикации фейков и дискредитации Российской армии. Азербайджан заблокировал доступ к сайтам РИА «Новости» и телеканала «Царьград».
Происходили трагические инциденты и ранее. Например, в 2020 году был сбит российский вертолёт Ми-24. Произошло это возле границы с Арменией, а виновниками оказались азербайджанские военные. Баку признал ошибку и извинился, заявив, что инцидент «носит характер случайности и не был направлен против российской стороны».
В 2023 году вновь произошла трагедия. В Нагорном Карабахе азербайджанские военные расстреляли автомобиль с российскими миротворцами. По официальным данным, погибло шесть человек. Алиев принёс извинения, пообещав, что виновные будут наказаны.
В общем, за последние десятилетия разногласий и претензий было куда больше, нежели положительных моментов. При этом риторика Москвы мягче и деликатнее, чем у оппонентов. Россия старается поддерживать добрососедские отношения, хотя это иногда сделать и сложно. Азербайджанская же сторона, наоборот, пытается обострять. В кавказском государстве чёткое отношение к советскому прошлому. Там его воспринимают как что-то страшное и ужасное. Азербайджанский народ был против установления Советской власти. Но большевики при поддержке предателей сумели присоединить Азербайджан к СССР. Соответственно, сама Россия того времени подаётся как колониальная держава. Информация о событиях после распада СССР подаётся уже более нейтрально. Правда, в укор России ставится поддержка Армении в решении карабахского вопроса. Теперь, как известно, этот вопрос можно считать решённым. Нагорный Карабах – часть Азербайджана. Вот только на Россию из-за этого обиделась уже Армения. Кавказскую головоломку решить очень сложно.

Жёсткая риторика Баку в отношении Москвы взялась не на пустом месте. У Азербайджана есть сильный покровитель, который влияет на «погоду» во всём регионе, – Турция. А у неё есть мечта. И эта мечта без Азербайджана нереализуема.
Великий Туран
История Османской империи насчитывает свыше шести столетий. А её окончательная гибель произошла 29 октября 1923, когда была провозглашена Турецкая Республика. Вот только ностальгия по временам Великой Порты очень быстро проросла в головах новых правителей государства. Но в первые годы вернуть утраченные позиции было просто нереально. Кризисы, сковавшие все сферы жизни страны, не позволяли ей расправить плечи. Да и сама обстановка на всём Ближнем Востоке не способствовала улучшению ситуации. Но прошли годы. Турция прочно встала на ноги. Да, она лишилась большого количества территорий, но силы поднакопила. И в 1990-е годы была провозглашена идея Великого Турана, то есть возвращения былого величия тюркоязычных народов, сплочённых вокруг Турции. И эту мысль подхватил Эрдоган, когда добрался до власти.
Великий Туран подразумевает возрождение турецкого влияния в исторических и религиозных зонах интересов Турции. А зоны эти простираются далеко за пределы современных границ государства. Правда, не все тюркоязычные народы хотят попасть под крыло Анкары. Причин тому несколько. Одни, несмотря на то что относятся к группе тюркоязычных, с самими турками себя не ассоциируют (например, чуваши, якуты, тувинцы и ряд других народов, проживающих на территории России). Даже во времена Блистательной Порты они не имели никакого отношения к Стамбулу. Другие же исповедуют иное течение ислама, что уже является камнем преткновения, который нужно как-то обойти.
Невозможен Великий Туран без Крыма и северного берега Чёрного моря. Здесь опять же историческая подоплёка. На протяжении столетий полуостров либо являлся частью Османской империи, либо её вассалом. И крымские татары выполняли роль как защитников Стамбула, так и проводниками его интересов во всём северном Причерноморье. Но сейчас позиции Турции там слабы. Россия вовремя успела закрепить за собой территорию, оставив Анкаре только ностальгию по былым временам.

А вот связь турок с кавказским населением более тесная. Здесь уже свою роль сыграли всё те же исторические процессы. С народами Средней Азии (казахами, туркменами, киргизами, узбеками и другими) у турок тоже отношения далеки от идеальных. С ними Анкаре нужно «работать». А ключом к населению Средней Азии является как раз Азербайджан. Именно это государство открывает доступ и к Каспийскому морю с его богатствами, и к огромному, но разношёрстному постсоветскому пространству.
И Турция с самого распада СССР начала пробираться в Закавказье. Она помогала Азербайджану во время его конфликтов с Арменией из-за Нагорного Карабаха. Однако полноценно закрепиться там у Анкары до недавнего времени не получалось – сказывалось влияние России. Но теперь всё изменилось. Азербайджан всё-таки дожал Армению. Развивать эту тему нет смысла. Та победа стала следствием не только военной силы Баку, но и политической слабости Еревана, который никак не мог определиться, на чьей он стороне. Но факт остаётся фактом: Азербайджан и Турция достигли поставленной цели. Единственное, что сейчас мешает Баку полностью спрятаться под крылом Анкары, – тесные экономические связи с Россией, которые не так просто разрубить. Впрочем, работа в данном направлении ведётся…
Пока мечта о Великом Туране всё ещё остаётся мечтой. Но попытки претворения её в жизнь турки не оставляют. Для них это способ занять выгодное место в стремительно меняющемся мире. И так получилось, что интересы Анкары затрагивают и территорию России, и сферу её традиционного влияния. А осмелится ли Турция официально бросить вызов нашей стране – покажет время.
*Принадлежит Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена