Восстание машин отменяется

Почему экономика не может обойтись без человека

Фото: Eric Krull/Unsplash

Фото: Eric Krull/Unsplash

История москвички, выигравшей суд после того, как её заменили на нейросеть и уволили, совершенно потрясающая. То ли анекдот, то ли притча – так сразу и не разберёшь. Женщина взяла и отсудила у работодателя 1,5 млн рублей. Вот как после этого пугать нас искусственным интеллектом? Как рисовать нам мрачные антиутопии, в которых человек останется не у дел? Вообще не страшно.

Решение суда называют прецедентным. Всерьёз пишут о первом в России случае защиты прав работника от дискриминации со стороны искусственного интеллекта. Но это, конечно, большая натяжка. Дискриминировала человека вовсе не нейросеть (она же, кстати, и не в претензии, в прениях сторон не участвовала, апелляцию не подавала), обидел человека… Другой человек. Это работодатель так скверно всё обстряпал.

Новые технологии – это прекрасно. Если они позволяют освободить сотрудников от решения рутинных задач – ещё лучше. Но сотрудников-то при этом надо всё же либо обеспечить нагрузкой, близкой к полной занятости, либо платить за меньший объём работы прежнюю зарплату или не менее 2/3 от неё, либо предложить нормальное сокращение со всеми положенными выплатами. Что предложили женщине? Двухчасовой рабочий день и уменьшенную в разы зарплату. Дурдом, честное слово. Юристов в компании, что ли, нет? Ну что ж, те, которые без юристов, да ещё и жадные, платят больше.

И всё же, всё же. Случай едва ли можно отнести к рядовым трудовым спорам. И о прецеденте говорить-таки можно. История весьма поучительная, и она вполне может задать тон в рассмотрении дел, когда люди и правда могут стать жертвой ИИ. Допустим, какой-нибудь предпринимать, что поумнее, задумал на предприятии всё модернизировать, автоматизировал всё до предела, а людей, которые стали ненужными, сокращает по всем правилам, предписанным законом. Хорошо ли это? Для бизнеса – просто замечательно, и ничего, как говорится, личного. А для экономики? А для государства? Ему все это разгребать, решать, что делать с новыми лишними: то ли пособия по безработице платить, то ли сразу на безусловный доход всех переводить, придумывать, где деньги брать. Роботы ведь часть зарплаты в ФСС не отстёгивают. У них и зарплат-то, у бедолаг, нет.

В общем, государству такое веселье неинтересно. Что же делать? Да переложить как обычно проблемы на бизнес, а то чего он какой-то не социально ответственный. Вполне вероятно появление новых норм. Например, увеличение выходного пособия при сокращении, если это сокращение связано с заменой человеческого труда на труд роботов. Или вменение работодателю обязанности оплачивать увольняемым курсы профессиональной переподготовки. Или введение новых налогов. НДФЛ нейросети платить не могут: они ж не физические и никакие не лица. Но тут главное – просто ввести какой-нибудь сбор, а уж придумать ему название позабористее – вообще не вопрос.

Несправедливо? Бизнес за прогресс, а государство в каменный век тащит? А вот тут очень спорно. Если речь действительно о прогрессе, то хорошо должно быть всем. Повышение производительности труда в отдельно взятой организации – это, конечно, здорово, но если при этом не растёт экономика всей страны, то на кой чёрт такие преобразования?

Раньше как было? Внедряет завод конвейер – рабочие в шоке. Думают: сейчас-то и отправят половину в дальние дали. И конвейер, главное, что инопланетный монстр, шпарит деталь за деталью как ненормальный, заменяет собой десятерых рабочих. То, что раньше создавали сто человек, делают десять, обслуживающих поточную линию. Но на выходе-то – удешевление продукции. А когда телевизоры, холодильники, автомобили становятся дешевле, их больше народу покупает. А значит, нужен ещё один конвейер, ещё два, три, пять конвейеров, и рабочих больше надо, а ещё страх как нужны толковые менеджеры, и снабженцы, и бухгалтеры, и юристы. Вот как всем хорошо!

Разве что философы, глядя на всю эту вакханалию, рвали на себе волосы, кричали про общество потребления, отчуждение работника от продуктов труда и его неминуемую фрустрацию, пугали нас пришествием серого одномерного человека, бездуховностью и потерей смысла жизни. Но то философы – им положено огород городить. Проблемы, правда, всё равно пришли. И, конечно, внезапно – как зима в декабре. Замаячил кризис перепроизводства. Вдруг вспомнили, что потреблять бесконечно, до отрыжки, до рвоты, всё-таки невозможно, что если продукция с конвейера идёт прямиком на свалку, надо снова что-то решать. Однако – как часто бывает в истории – пока человек думает, цивилизация самым естественным путём (ну или через кризис очередной) переходит на какой-нибудь новый этап.

Как на смену аграрной эпохе пришла индустриальная, так индустриальную сменила эра информационных технологий. И, по идее, массовый переход в сфере труда на ИИ может вызвать тот же рост экономики, что промышленная революция в XX веке. Но, кажется, мы пока от этого далеки. Условно говоря, чтобы поставить конвейер, нужно подвести к заводу необходимые коммуникации. ИИ, чтоб он себя проявил, тоже нужны условия. Но инфраструктура для его эффективной работы, чтобы работа эта существенно влияла на рост ВВП, по мнению многих экспертов, ещё недостаточно развита.

Да, мы уже расплачиваемся на электронных кассах, чтобы вызвать такси, нам нужен не диспетчер, а программа, вместо банковских служащих, социальных работников нас консультируют боты. Да что там, некоторые так наловчились, что даже вместо психотерапевта используют нейросеть. Но от этого пока не подешевели продукты, не снизилась стоимость проезда, и даже реальные, живые, из плоти и крови, душеведы не спешат переписывать цены на свои сессии. Новые рабочие места для более осмысленной занятости человека тоже массово не появились.

Впрочем, на самом деле, неважно, почему ещё не наступил новый рай на земле. Не важно даже, наступит ли вообще. Может, ведь и не получится ничего. Важно, пока мы в пути, даже если мы не очень понимаем, куда идём, защитить человека. 

Роботы, конечно, отберут у нас работу. Тяжёлую, скучную и тупую. Для этого их и придумали. Но они не могут отобрать у нас смысл и счастье (ну и зарплату, что уж). А если попробуют – мы их дустом: засудим, поломаем, отменим обратно к чёрту. Потому что технологии придумали для человека, а не наоборот.

Читайте также