Сначала президент обозначает главный морально-нравственный вызов современности, который является как бы камертоном всех действий власти. Например, в 2016 году это были происки оппозиции, в 2018 году – санкционное и военное давление, в 2020 году – запрос общества на перемены с прицелом на конституционную реформу.
Сейчас таким вызовом стала пандемия коронавируса, которая должна была разобщить общество. Но нет, отметил президент, «духовно-нравственные ценности, о которых в ряде стран уже забывают, нас, напротив, сделали сильнее».
– И эти ценности мы всегда будем отстаивать и защищать!
Собственно, о защите наших духовно-нравственных ценностей и пошла речь.
* * *
Далее следует блок «демография – учителя – врачи – подарки для электората».
С этим тоже все оказалось в порядке – на носу выборы в Госдуму.
Вот несколько инициатив.
«В следующем, 2022 году мы должны внедрить принципы «социального казначейства». Это значит, что все федеральные пособия, пенсии, другие социальные надбавки, услуги будут оформляться и выплачиваться в режиме «одного окна», без беготни по инстанциям...»
«С 1 июля текущего года детям в возрасте от 8 до 16 лет включительно, растущим в таких семьях, будет назначена выплата. Её размер в среднем по стране составит 5650 рублей».
«Предлагаю предусмотреть для женщин, вставших на учёт в ранние сроки беременности и находящихся в трудной материальной ситуации, ежемесячную выплату. В среднем по стране размер такой выплаты составит 6350 рублей в месяц».
«Уже с этого года больничный по уходу за ребёнком в возрасте до 7 лет включительно оплачивался в размере 100 процентов от заработка.
Расширена и продлена до 2026 года программа материнского капитала. Теперь право на него возникает с рождением первенца... Материнский капитал проиндексирован и составляет почти 640 тысяч рублей».
«Предлагаю провести ещё одну единовременную выплату семьям, где растут дети школьного возраста, а именно: по 10 тысяч рублей на всех школьников. И более того, распространить эту меру на будущих первоклашек, на ребят, которые в этом году только пойдут учиться. Выплату проведём в середине августа, чтобы у родителей было время собрать ребёнка в школу...»
«До конца 2024 года построим ещё не менее 1300 новых школ, в которых смогут учиться больше миллиона ребят. Кроме того, за четыре года закупим не менее 16 тысяч школьных автобусов...»
«Предлагаю в ближайшие два года дополнительно направить 10 миллиардов рублей на капитальный ремонт и техническое оснащение наших педагогических вузов».
«Предлагаю в ближайшие три года дополнительно направить 24 миллиарда рублей на обновление в том числе и домов культуры, и библиотек, музеев в сельской местности...»
«В предстоящие два года дополнительно откроем в вузах ещё 45 тысяч бюджетных мест. Не менее 70 процентов из них отдадим именно в регионы Российской Федерации, где нужны выпускники...»
* * *
Далее следует экономическая часть, в которой тоже обошлось без сюпризов. Путин провозгласил курс на создание «зеленой экономики» – все-таки 22 апреля российский президент примет участие в организованной Байденом климатической конференции. И приедет туда явно не с пустыми руками:
– За предстоящие 30 лет накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе. Это сложная задача, имея в виду размер нашей страны, особенности её географии, климата и структуры экономики. Однако абсолютно уверен, что такая цель с учётом нашего научно-технологического потенциала абсолютно достижима.
* * *
Третья часть – самая неожиданная и непредсказуемая. Это внешняя политика, и ни один человек до сих пор не мог точно предсказать, на что именно сделает упор Путин. Например, в 2018 году никто не ждал, что президент покажет те самые «мультики» – презентацию новых образцов стратегического оружия. В этом году все ждали оценки перспектив войны на Украине, признания ДНР и ЛНР или, на худой конец, угроз в адрес Байдена, но вместо этого Владимир Владимирович заговорил вдруг об опереточном заговоре в Белоруссии, о котором мы недавно писали:
– В мире, к сожалению, похоже, уже все привыкли, привыкли к практике политически мотивированных, незаконных санкций в экономике, к грубым попыткам одних силой навязать свою волю другим. Но сегодня подобная практика перерождается в нечто гораздо более опасное – имею в виду ставшие недавно известными факты прямой попытки организации в Белоруссии государственного переворота и убийства Президента этой страны. При этом характерно, что даже такие вопиющие действия не находят осуждения так называемого коллективного Запада. Никто этого просто как бы и не замечает. Все делают вид, что вообще ничего не происходит.
Но, послушайте, можно как угодно относиться, например, к Президенту Украины Януковичу или к Мадуро в Венесуэле. Повторяю, можно как угодно к ним относиться, к тому же Януковичу, которого тоже чуть не убили и отстранили от власти с помощью вооружённого переворота. Можно иметь любую точку зрения по поводу политики Президента Белоруссии Лукашенко Александра Григорьевича. Но практика организации госпереворотов, планов политических убийств, в том числе и высших должностных лиц, – ну это уже слишком...
Ни Байдена, ни тем паче Зеленского Владимир Владимирович так и не произнес. Сигнал к примирению боле чем очевидный,
* * *
И – традиционный финал: «мы мирные люди, но наш бронепоезд...»
Здесь тоже прошло без сюрпризов: президент призвал заключить мир в сфере кибербезопасности, а также к миру во всем мире, отметив попутно, что всех несогласных дружить неминуемо ждёт ответ – «ассиметричный, быстрый и жёсткий».
* * *
Настоящей же неожиданностью послания стало пристальное внимание к развитию регионов, о чем в предыдущих посланиях Путин касался лишь мельком. Инициативы о снятии долговой нагрузки с регионов, новые финансовые возможности бюджетов на местах, инфраструктурные проекты как системный элемент решения самых значимых проблем, заявленный национальный проект в сфере внутреннего туризма – все это создает впечатление, что Россия не просто самоизолировалась в период пандемии, но наконец-то решила заняться генеральной уборкой дома. Что, в общем-то, неплохо.
* * *
Настораживает только один момент.
– В случае появления инфекции, такой же опасной, как коронавирус, или, может быть, больше, не дай Бог, Россия должна быть готова в течение четырёх дней, именно в течение четырёх дней, разработать собственные тест-системы и в самое короткое время создать эффективную отечественную вакцину, приступить к её массовому производству, – сказал президент. – Для достижения этих задач определяем период – к 2030 году. Но чем раньше мы это сделаем, тем лучше.
Какой такой новой инфекции?
Похоже, нам что-то все-таки не договаривают.