Каким должен быть справедливый МРОТ

Минтруд анонсировал повышение минимальной оплаты труда в 2026 году до 27 тысяч рублей

Фото:  Александр Манзюк/Коммерсантъ

Фото: Александр Манзюк/Коммерсантъ

Меж тем «Справедливая Россия» внесла в Госдуму законопроект об увеличении МРОТ до 50 тысяч. Инициативу назвали популистской. Чиновники и экономисты уверяют, что такое предложение нереализуемо, что повышение минималки более чем в два раз только разгонит инфляцию и опустошит бюджет страны. Но действительно ли это так?

Обвинения Миронова в популизме предсказуемы и понятны. Его партия и правда нередко выступает с громкими инициативами за всё хорошее против всего плохого, совершенно не сообразуясь с реальностью. То «Справедливая Россия» предлагает ввести для всех граждан безусловный доход, то призывает списывать кредиты многодетным семьям. Где брать на всё это деньги – не поясняется, выглядит такое, конечно, странно. Но сейчас речь о МРОТ. И его повышение – это уже совсем не про то, чтобы банально раздать всем денег. Речь вообще-то о том минимуме, на который человек обменивает свой труд. О минимуме, установленном для гражданина, работающего на полную ставку – 8 часов в день пять дней в неделю. Сейчас он составляет 22 тысячи рублей. И это, конечно, позор. И повышение его до 27 тысяч картину не особенно меняет. По-прежнему стыдно.

Но дело, понятно, не только в эмоциях. Чудовищно низкий минимальный размер оплаты труда – основа для многих злоупотреблений. Бизнесу, которому чужда социальная ответственность, он даёт возможность уходить от налогов. Можно платить работникам официально МРОТ, а остальное – в конвертах. Удобна скромная минималка и разным несознательным гражданам: алиментщикам-оптимизаторам, злостным должникам по кредитам. Человек может устроиться на минималку для виду, работая при этом на себя, но не регистрируясь в качестве самозанятого, и пусть дети получают пять тысяч рублей, а кредиторы – вообще ничего.

А ещё минималка очень удобна государству, ведь именно исходя из неё рассчитываются зарплаты бюджетников. Поэтому в регионах учителя, фельдшеры, библиотекари всё ещё могут получать за ставку 23–25 тысяч рублей. Если не нравится – всегда можно взять больше работы. Вот и вкалывают как ненормальные, стремительно выгорая, а выгорев, всё равно пашут дальше, не приходя в сознание. Но такое, видимо, для общества не вредно. Вредно повышение тарифов – бюджет не вывезет.

И самое ужасное, что это правда. Нагрузка на бюджет может быть огромной. Сейчас за МРОТ в стране работают 4 млн россиян. А сколько ещё за 1,1–1,2 да хотя бы и 1,5 МРОТ, что тоже копейки, конечно. Уже миллионов десять запросто наберётся. Да, не все из них бюджетники. Сколько-то граждан-оптимизаторов. Сколько-то россиян, работающих всё же не на полную загрузку, потому что многие просто не имеют возможности работать фултайм. Это могут быть россияне, ухаживающие за больными родственниками, мамы, находящиеся в отпуске по уходе за детьми. Почему им приходится работать – отдельный вопрос к организации нашей социальной политики.

Но вот 2–3 миллиона бюджетников могут зарабатывать у нас 1,0–1,5 МРОТ – от 22 до 33 тысяч рублей до вычета подоходного налога. А ещё больше педагогов, медсестёр, социальных работников зарабатывают 2–3 минималки, но горбатятся на двух ставках, а могли бы работать на одну, если бы зарплаты были нормальные. То есть если воплотить предложение увеличить МРОТ до 50 тысяч, мы можем получить увеличение армии людей, на чьи зарплаты потребуется в два раза больше денег из казны. И ещё больший кадровый дефицит. Последняя проблема, правда, может быть отчасти решена снятием с людей бессмысленной нагрузки, не имеющей никакого отношения к реальным профессиональным задачам. На это государство, видимо, тоже пойти не может. Ему выгоднее держать людей не только в бедности, но и в бестолковой активности (чтобы на толковую времени не оставалось), а потом гасить ропот пособиями и выглядеть при этом благодетелем, чем выстраивать экономику так, чтобы люди могли самостоятельно обеспечивать себя, свои семьи, своих детей.

Фото: Влад Некрасов/Коммерсантъ
Фото: Влад Некрасов/Коммерсантъ

Вот про детей очень интересно, кстати. Все вроде за демографию, за рождаемость, но минимальный размер оплаты труда в стране почему-то приближен к прожиточному минимуму на одного человека. Как это вообще? А детей кому обеспечивать? Или они сами должны зарабатывать? Научились ходить – вот и пусть идут. На завод. Так, что ли? Очевидно же, что МРОТ не может быть меньше хотя бы двух прожиточных минимумов (и то если забыть вообще про многодетность). Это ведь очень простая логика.

Но бюджет, говорят, не справится. А если попробовать? Ведь вопрос не только в его увеличении, но больше в распределении средств. Повысив МРОТ, можно сэкономить на пособиях. Нужда в них во многих случаях отпадёт. Если папа и мама, работая, будут иметь не менее ста тысяч, они всё же сами свою семью, детей вытянут. Помощь потребуется только вынужденно не работающим: присматривающим за больными родственниками, мамам грудных младенцев, инвалидам. И это нормально.

А сейчас что? Не самый редкий сценарий в глубинке: папа работает за 30 тысяч, мама – за 25, у них трое детей. На каждого государство выплачивает по половине прожиточного минимума. Или другая история: мама двоих школьников работает за 23 тысячи, папа платит десятку алиментов на обоих – государство опять вынуждено помогать пособиями. А был бы МРОТ в районе 50 тысяч, такие ситуации в семьях, где все здоровы и трудоспособны, были бы невозможны. И не факт, что государству бы это обошлось дороже. Ведь не все в этих историях бюджетники. Кто-то работает и на частников (да, бизнес тоже не в восторге от идеи повышения МРОТ, но на проблему можно ведь посмотреть и иначе: кто не может обеспечить работникам зарплаты, достаточные для закрытия базовых потребностей семьи, тот не дозрел до предпринимательства). При этом если бы люди получали деньги напрямую за труд, а не опосредованно в виде пособий, они бы увереннее себя чувствовали, проявляли больше инициативы – они бы понимали, что сами контролируют свою жизнь. А уже одно это чувство бесценно.

И ещё один момент. В истории с пособиями ведь тоже возможны злоупотребления: фиктивные разводы ради уменьшения дохода семьи, который учитывается при начислении пособий, уход работающих в серые зоны. Я не говорю, что таких злоупотреблений много, но они возможны, вот в чём дело. И поэтому они есть. Сама знаю такие случаи. Можно сказать, что люди выкручиваются как могут, а государство не обеднеет. Но, знаете, это всё-таки не очень честно по отношению к тем, кто не крутится, а работает без всяких схем. И прозрачность точно лучше непрозрачности.    

Так вот нормальный, не совсем уж стыдный МРОТ – это как раз путь к прозрачности, ответственности, справедливости. Даже если эти социальные блага обойдутся нам немного дороже, они ведь всё равно стоят того.

Читайте также