Почему у большинства россиян нет накоплений

Или зачем вообще людям деньги 

Фото: Timis Alexandra/Unsplash

Фото: Timis Alexandra/Unsplash

В последнее время часто говорят о каких-то несметных богатствах россиян. Рассказывают, что граждане наши накопили столько денег, что сопоставимо с двухгодичным бюджетом страны. И в то же время обескураживает другая статистика, согласно которой у большинства наших людей никаких сбережений нет. Что вообще происходит?

А происходит, видимо, очередное жонглирование цифрами и подмена понятий. Вот, например, газеты написали недавно о том, что граждане накопили 80 трлн рублей. А потом оказалось, не 80, а 75: округлили немного журналисты. А ещё выяснилось, что 18 из этих 75 – это всё наличные деньги страны, что имеются в обращении. Но ведь в обращении – это не значит под матрасами обывателей, это значит и в кассах предприятий, и в банкоматах. А у людей-то сколько? Неизвестно. Но, думается, немного – так, на случай отключения интернета и сбоя работы терминалов, на пару-тройку дней продержаться.

А лишнее народ в массе предпочитает нести в банк – очень уж проценты хорошие. Сейчас, правда, меньше, но даже 13–15% годовых – это лучше, чем ноль в комоде. Страшно, конечно, тем более что слухи о заморозке вкладов циркулируют постоянно, но всё же только 9% россиян совсем не доверяют банковской системе и предпочитают держать свои кровные заработанные в свиньях-копилках. Зато другие в то же самое время кладут на депозиты даже заемные средства. Это так называемые «карусельщики»: оформляют несколько кредиток, снимают деньги и во время льготного периода крутят их на вкладах или накопительных счетах. Этих смельчаков, впрочем, совсем не считали.

Зато к информации о том, что на банковских счетах граждан скопилось 57,6 трлн рублей, вопросов много. Все ли эти деньги можно назвать сбережениями? Ладно, карусельщиков пусть будет ничтожный процент. А сколько из этих триллионов – обычные зарплаты, деньги на текущие нужды, лежащие на накопительных счетах? Я и сама так делаю. А чего бы и не делать? Можно снимать и пополнять без ограничений, а проценты будут капать каждый день на текущий остаток. На накопительном счете у меня лежат деньги на сборы детей в школу, на коммунальные платежи, на ипотеку и даже просто на продукты на месяц – снимаю каждый день, сколько нужно на день, и всё.

Ещё интересно, сколько россиян используют депозиты в качестве передержки денег от продажи чего-нибудь до покупки. Это могут быть даже крупные суммы, но это не сбережения и вообще не про какое-то богатство. Например, семья продала квартиру, чтобы купить другую, побольше. Но на время поисков они положили деньги на краткосрочный вклад. Жить при этом люди могут даже в съёмном жилье. Это может быть удобнее и выгоднее: процентов по вкладу в месяц начисляется в два раза больше, чем уходит на аренду, при этом можно позволить себе не спешить, не дёргаться – ажиотажа на рынке недвижимости всё равно сейчас нет.  

В общем, непонятно, сколько россиян скопили денег именно от излишка. Впрочем, есть ещё интересная статистика. Но её тоже немного странно интерпретируют. Вот цифры. Согласно данным опроса Superjob, 6% россиян имеют сбережения, на которые в случае потери дохода они смогут прожить более года, 7% сформировали подушку безопасности, которой хватит от полугода до года, 12% накопили сумму, достаточную для жизни в течение 3–6 месяцев, 24% – отложенного хватит на 1–2 месяца, и еще 13% признались, что их «накоплений» не хватит и на месяц. 38% россиян живут точно птицы Божьи – в смысле от зарплаты до зарплаты. И то с переменным успехом. Исходя из этого, пишут, что вот у 38% граждан и нет сбережений. Но позвольте! Всё ведь не так!

Это ведь надо осмыслить. Что это за накопления, которых в случае потери дохода хватит меньше чем на месяц? Это вообще не накопления. Стало быть, 13% надо прибавить к 38% тех, у кого никакой подушки безопасности нет. «Сбережения», которых хватит на один-два месяца, – тоже сомнительная история. Ну серьёзно! Категорию «от трёх до шести месяцев», так и быть, можно засчитать – не до жиру. Но что же получается? Получается, сбережения есть только у четверти россиян, а у 75% их, по сути, нет.

В общем, слухи о возросшем благосостоянии граждан оказались сильно преувеличены. И это очень грустно. Потому что сбережения – это вообще-то норма.

Думать о завтрашнем дне для взрослого работающего человека естественно. Без перегибов, конечно. Быть Гобсеком, Плюшкиным, Скруджем Макдаком – другая крайность. Отказаться от жизни, посвятить всего себя мании собирательства – болезнь, душевное увечье. Но и совсем не иметь ничего за душой – страшная беспечность. И не потому, что, не дай Бог, конечно, могут случиться болезни, безработица, близким понадобится помощь, хотя бывает, понятно, всякое и к этому лучше быть готовым. А потому что в жизни человека, пусть и не часто, выпадают и такие периоды, когда зарабатываешь больше, чем нужно на сегодня. Так зачем бездумно это большее разбазаривать? Транжирство – это ведь тоже форма жадности, желание получить от жизни как можно больше прямо сейчас. А ещё форма страха – боязнь, что завтра уже ничего не дадут.

Разумное сбережение – это про планирование и ответственность всего лишь. Но почему же у большинства наших граждан нет накоплений? Сплошь безответственные они, что ли? Есть и такие. Но гораздо большему числу людей, наверное, всё же не хватает возможностей. Доходы такие, что не разбежишься.

Вот недавно Минтруд анонсировал, что в 2026 году МРОТ не превысит 27 тысяч рублей. При этом минимальная оплата труда у нас зависит от медианной зарплаты, а конкретно составляет 48% от нее. То есть получается, что половина россиян зарабатывает не более 56 тысяч рублей. Это до вычета НДФЛ. А после – 49 тысяч. С чего тут откладывать? Финансовые психологи (есть и такие теперь) сколько угодно могут советовать экономить на кофе в картонных стаканчиках, но правда в том, что люди, зарабатывающие в месяц 49 тысяч рублей, напитки навынос и не покупают. По крайнее мере ежедневно. А если у них есть дети, то, наверное, никогда. Тут как ни крутись, всё равно в следующий месяц выйдешь с дефицитом.

Огромная часть россиян еле сводит концы с концами – вот печальная действительность наших дней.   

Читайте также