Осталось ещё пять лет ждать до снятия секретности с документов о гибели «Курска» – все материалы о расследовании катастрофы закрыты до 2030 года. Тогда, надеюсь, все вопросы о причастности иностранных подводных лодок к гибели К-141 будут сняты. Сегодня же нам остаётся только восстановить те страшные события августа 2000-го в памяти.
* * *
10 августа 2000 года
22:30 – АПЛРК К-141 «Курск» вышел из залива Западная Лица в район учений. На борту были 118 человек: 111 членов экипажа, 5 офицеров штаба дивизии, а также два инженера с завода «Дагдизель» – это торпедный завод, где изготовили опытный образец торпеды «Кит» (в те годы она называлась в прессе «Шквал»). Это была торпеда, работающая на высококонцентрированной перекиси водорода – эффективном топливе, которое не оставляет за торпедой газово-пузырьковый след, то есть торпеда летит под водой практически бесшумно. Но у этого топлива есть и существенные недостатки: если что-то попадает в бак перекиси, то начинается реакция самовозгорания, которая быстро разгоняется до мощной детонации. Например, именно микроскопические следы грязи в топливном баке стали причиной катастрофы 18 мая 1980 года на космодроме Плесецк, когда в ходе заправки ракеты «Восток-2М» перекисью водорода произошёл взрыв. В пожаре погибли 44 человека, позже ещё 4 скончались в больнице.
Кстати, в судовом журнале АПЛ «Курск» сохранилась запись от 11 августа 2000 года: «15 часов 50 минут. Произвели замер давления (роста) в резервуаре окислителя за 12 часов. Давление возросло до 1 кг/см2». Это свидетельство того, что с экспериментальной торпедой было не всё в порядке.
* * *
12 августа
06:00 – «Курск» занимает расчётную позицию для учебных стрельб. По плану учений «Курск» должен выполнить учебные стрельбы по условному противнику, который представлен группой российских военных судов во главе Тяжёлым атомным ракетным крейсером (ТАРК) «Пётр Великий».
Учениями руководил командующий Северным флотом Вячеслав Попов. Помимо «Курска» в них участвовали 5 подводных лодок, 9 надводных кораблей, 9 вспомогательных судов, 22 самолёта, 11 вертолётов, а также 10 сухопутных частей. Присутствие на учениях хотя бы одного спасательного судна предусмотрено не было.

11:00 – условный противник «Курска» – ТАРК «Пётр Великий» – входит в район учений.
11:28 – первый взрыв в носовом отсеке «Курска». Сдетонировал топливный бак экспериментальной торпеды. Мощность взрыва – 200 кг в тротиловом эквиваленте. При этом взрыве погибают подводники, находившиеся в командном и торпедном отсеках, подлодка теряет управление.
Через минуту лодка на скорости 13 км/ч врезается в дно. Это вызывает дополнительные повреждения корпуса и детонацию более десятка боевых торпед. Суммарная сила взрыва – 5+ тонн в тротиловом эквиваленте.
Этот взрыв уничтожил практически все отсеки. В живых остались только 23 матроса из 118 подводников «Курска», которые сумели укрыться в хвостовых 7-м и 9-м отсеках.
Кстати, волной от этого же взрыва досталось в борт другой подлодке, «Карелия», находившейся в 80 км от места катастрофы «Курска» и готовившейся к учебной стрельбе в рамках тех же учений.
* * *
12:30 – экипаж «Курска» не выходит на связь больше часа. По флотским инструкциям это значит, что лодку должны признать аварийной и начать спасение экипажа. Но этого не происходит.
* * *
Около 14:00 руководитель учений Вячеслав Попов, не дождавшись донесения о всплытии «Курска», улетел на берег. В этот же день на пресс-конференции он заявил, что боевые учения прошли успешно. О взрывах и потере связи с «Курском» он не сообщил.
* * *
23:30 – командующий Северным флотом Попов объявил боевую тревогу, «Курск» со значительной задержкой признан аварийным – с момента аварии прошло почти 12 часов.
* * *
Ночь с 12 на 13 августа
Члены экипажей разных кораблей фиксируют стуки SOS в зоне, где затонул «Курск». Как выяснится позже, сигналы подавали 23 подводника, которые выжили после взрывов, перешли в 9-й отсек и стучали металлическими предметами по обшивке крейсера, надеясь на спасение.
Именно в это время капитан-лейтенант Дмитрий Колесников, принявший командование экипажем после гибели капитана АПЛРК Геннадия Лячина, оставил предсмертную записку жене.
«Олечка, я тебя люблю, не переживай сильно. Г.В. привет. Моим привет. Митя. 15.15».
И далее: «Здесь темно писать, но наощупь попробую… Шансов, похоже, нет. % – 10–20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Здесь список л/c отсеков, некоторые находятся в 9-м и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо. Колесников».

Этот клочок бумаги обнаружили в ходе водолазных работ два месяца спустя после гибели крейсера. Он лежал в левом нагрудном кармане капитана Колесникова, который он прижимал к сердцу рукой, словно стараясь защитить от морской воды.
* * *
13 августа
8:33 – поисковый самолёт обнаружил местонахождение лодки на грунте. Адмирал Попов прилетел на крейсер «Пётр Великий» и возглавил спасательную операцию. Для этого использовали подводные аппараты проекта «Приз», которые должны были совершить стыковку с люком над 9-м отсеком «Курска», после чего выживших моряков подняли бы на поверхность. Но все попытки пристыковаться к аварийному люку не дали положительного результата. Причиной этого являлось то, что кольцо вокруг люка было деформировано взрывом. В итоге обеспечить необходимую герметизацию стыковочного узла, несмотря на все попытки, так и не удалось.
Позже норвежские водолазы обвинили командование флота во лжи: дескать, аварийный люк был в полном порядке, а спасти моряков не удавалось из-за низкой квалификации спасателей.
* * *
14 августа
В СМИ появляются первые сообщения об аварии от пресс-службы ВМФ. ТАСС сообщает, что при проведении учений Северного флота атомная подводная лодка «Курск» не вышла на связь в установленное время. Начальник пресс-службы ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что на корабле произошли неполадки, в результате которых ракетоносный крейсер был вынужден лечь на грунт.
Военные ведомства дают противоречивую информацию. В интервью ТАСС главком ВМФ РФ Владимир Куроедов говорит, что «шансы на благополучный исход не очень высоки». Но в район аварии, по его словам, «брошены все спасательные силы», поэтому нет необходимости в привлечении других ресурсов.

От лица Минобороны сообщается, что опасности для жизни членов экипажа атомной подводной лодки «Курск» нет, что с лодкой установлена связь, «осуществляется подача топлива и кислорода».
* * *
15 августа
Главный штаб ВМФ объявил о спасательной операции. Представитель Главного штаба ВМФ Игорь Дыгало сообщает, что экипаж «Курска» жив, с ним поддерживается контакт.
Вице-премьер РФ, руководитель правительственной комиссии по расследованию причин аварии Илья Клебанов заявил, что экипаж подводной лодки будет эвакуирован без помощи других стран.
* * *
16 августа
Президент направил главкому ВМФ РФ распоряжение «принять иностранную помощь». Россия обращается за помощью к Норвегии и Великобритании. К месту трагедии вышли норвежское судно Seaway Eagle с глубоководными водолазами на борту и британское судно Normand Pioneer со специалистами и оборудованием.
* * *
17 августа
Президент Владимир Путин прервал свой отпуск в Сочи и вернулся в Москву.
* * *
18 августа
В военный гарнизон Видяево, где базировался «Курск», съезжаются родственники подводников. С ними встречается вице-премьер Илья Клебанов, но ничего конкретного он не говорит.
Газета «Коммерсантъ» пишет:
«Тем временем подъехал главком Куроедов. С ним были губернатор Мурманской области Евдокимов и вице-премьер Клебанов. Тут же, на улице, их остановили люди.
– Мы всех достанем, – повторял Клебанов, пытаясь пробиться через толпу. – Нет, оттуда никто не ушёл, водолазы работают, мы всех достанем.
Они наконец прорвались через толпу и быстро поднялись на третий этаж. Только кто-то уцепился за рукав губернатора:
– Товарищ губернатор, там такая ситуация... У шестерых подводников... Ну, в общем, они были не расписаны, а некоторые даже с бывшими жёнами не развелись, и как теперь вдовам-то быть, у них ведь есть дети...
Губернатор машинально кивал. Было видно, что он очень не хочет опаздывать на совещание…
Попов сразу приступил к делу.
– Вчера, – сказал он, – мы вскрыли девятый отсек. Видимости там нет. Лопнула масляная цистерна. Видеокамера ничего не видит. Думаем, как опустить туда человека.
– А человек увидит? – с сомнением спросили его.
– Надеемся, что муть осядет, – твердо сказал Куроедов.
– А почему воду не откачиваете из отсека?
– Очень хороший вопрос, – ещё больше оживился он. – Мы, как выяснилось, шесть дней качали, как говорится, из моря в море. Потом нашли трещину, из которой утекала вода…

– Давайте перейдём к другому вопросу. От вас, я слышал, было предложение выйти в точку катастрофы. Если вы подтверждаете, я дам корабль. Вот проведём завтра митинг памяти экипажа – и вперёд!
Зал просто взвыл.
– Да что вы их все хороните! – кричали одни. – Заживо!
– Достаньте сначала хотя бы один труп! – другие.
– Достать? Хороший вопрос, – опять одобрил Куроедов.
– Кто принял решение, что люди мертвы?
– Вы командующему Северным флотом не верите? – неожиданно резко спросил Куроедов.
– Конечно, нет! Ответьте!
– Тогда я вам технически объясню. Когда открыли люк и ничего не увидели, опустили камеру, она тоже ничего не увидела. Вот осядет масло...
– Да масло не может осесть! Оно легче воды!
– Действительно. Значит, поднимется.
Было полное впечатление, что он просто издевается над людьми, которые сидели в этом зале… Я думал, кто-нибудь из отцов даст ему по физиономии. Но они, наоборот, как-то сникли и потеряли интерес к этому разговору. Им было не до него…».
* * *
19 августа
Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак сообщает: «Весь носовой блок отсеков подводной лодки затоплен, и весь находившийся личный состав в этих отсеках погиб в первые минуты аварии».
* * *
20 августа
Норвежские водолазы-глубоководники вскрывают люк 9-го отсека. Выясняется, что отсек заполнен водой и спасать уже некого.
* * *
21 августа
Начальник штаба Северного флота Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа «Курска».

* * *
22 августа
В Видяево приехал президент Владимир Путин.
Газета «Коммерсантъ» пишет:
«– Послушайте меня, послушайте, что я скажу. Да послушайте! Трагедии в море были всегда, в том числе и тогда, когда нам казалось, что мы живём в очень успешной стране. Трагедии были всегда. Но того, что всё у нас находится именно в таком состоянии, я не ожидал.
Он сказал, что страна и армия теперь должны жить по средствам, иметь меньшую армию и меньше подводных лодок.
– Да бросьте вы, – сказали ему. – Вы хоть знаете, что экипаж “Курска” на этот рейс формировался из двух экипажей? У нас вообще нет флота.
– Надо сформировать его не из двух, а, может быть, из десяти и на этом закончить. Чтобы не было таких трагедий.
– А вы считаете, что экипаж виноват в этой трагедии? – неприязненно спросила его женщина из первого ряда.
Нет, сказал президент, он так, конечно, не считает.
А кто виноват?
Опытные политики предлагают ему немедленно расправиться с военным руководством, отдать под суд. Но, может быть, подумал он, надо сначала разобраться?
Путин говорил спокойно, иногда даже тихо, извиняющимся тоном, потом вдруг начинал атаковать зал. Впрочем, перемена тактики мало помогала ему.
– Почему в седьмом и восьмом отсеке прекращены работы?
– Каждые три-четыре часа я задаю этот вопрос. Я спрашиваю военных: “Вы можете доказать, что там все кончено?” Доказать!..
– Почему вы медлили с иностранной помощью? – вспыхивает румянцем молодая девушка. На лодке был её брат. Путин долго подробно объясняет. Он вспоминает, что Сергеев позвонил ему 13-го в семь утра, а до этого времени Путин ничего не знал. Сергеев рассказал, что развернули спасательные работы, а Путин его сразу спросил, нужно ли что-нибудь ещё от него лично, от страны, от других стран.

– Ответ, – сказал Путин, – был понятный. Они полагали, что у них есть все средства спасения.
Иностранные спасатели, по его словам, официально предложили свою помощь 15 августа. Её сразу приняли. Только на шестой день они залезли в девятый отсек.
– А если бы мы попросили 13-го? Залезли бы в лодку 19-го. Вряд ли бы что-то изменилось.
– Да что же у нас нет таких водолазов? – крикнул кто-то в отчаянии.
– Да нет в стране ни шиша! – рассердился президент страны.
Он добавил, что и у правительства Норвегии нет. Контракт на спасение экипажа “Курска” был заключён с коммерческой фирмой, которая специализируется на работах на морских буровых вышках. Теперь водолазы считают, что спасать некого, а значит, нужен новый контракт – на поднятие тел погибших моряков. Между тем у этой фирмы нет даже лицензии на такие работы. Путин дал задание МИДу договориться с норвежским правительством, чтобы фирма как можно скорее получила такой контракт, и вроде бы согласие получено. Кроме того, фирма поставила ещё два условия: сменить водолазов и оборудование.
Этот ответ производил впечатление внятного. Люди внимательно и напряженно слушали его. Никто уже не перебивал Путина. Наконец-то за столько суток они услышали то, что было понятно, что не вызывало возражений».
* * *
23 августа
В России был объявлен общенациональный траур.
Главная военная прокуратура РФ возбудила уголовное дело по факту гибели «Курска» по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта»).
* * *
20 октября
Начался подъём тел подводников. За 16 дней водолазы смогли поднять на поверхность 12 тел, в том числе тело капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. При нём была найдена записка, ставшая знаменитой. Она стала доказательством того, что 23 подводника выжили после взрывов и в надежде на спасение перешли в 9-й отсек. Также были найдены записки капитан-лейтенанта Сергея Садиленко и старшего мичмана Андрея Борисова. Тела ещё 103 подводников были обнаружены уже в 2001 году после того, как «Курск» подняли на поверхность.

* * *
1 декабря 2001 года
Главком ВМФ России Владимир Куроедов сообщил журналистам, что командующий Северным флотом Вячеслав Попов и начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак снижены в должности по распоряжению президента. Ещё несколько адмиралов и офицеров Северного флота и главного командования ВМФ были уволены и получили дисциплинарные взыскания.
Формально к гибели «Курска» это решение не имело отношения. В качестве причины увольнения была указана общая формулировка – «за упущения в организации повседневной и учебно-боевой деятельности флота».
В ответ адмирал Вячеслав Попов заявил, что «Курск» погиб из-за столкновения с американской подлодкой, которая тайно следила за учениями.
– Я с вероятностью 90% знаю наименование её, но для того чтобы публично называть, нужно иметь доказательства и выложить их, – заявил Попов. – Я их выложить не могу. Натовская подводная лодка. И она была там, в районе, где она столкнулась с «Курском».
Позже в документальном фильме «“Курск”. Десять дней, которые потрясли мир», говорится, что в это время в Баренцевом море работали три подлодки НАТО. В частности, АПЛ «Толедо» и «Мемфис». Кстати, последняя сразу же по возвращении из Баренцева моря встала на ремонт.
Впрочем, возможна и другая версия: американская лодка, которая в режиме полной тишины шпионила за нашими стрельбами, получила мощный удар в корпус от ударной волны. Лодку приложило о грунт, после чего американцы удрали с места происшествия.

* * *
Сентябрь 2001 года
От подводной лодки отделили первый отсек. Он был очень сильно повреждён и мог создать опасные последствия для всей операции по подъёму «Курска».
* * *
6 октября 2001 года
Команда глубоководных водолазов установила все направляющие корзины в технологические отверстия, которые были вырезаны в корпусе подлодки. 7 октября начался подъём «Курска».
21 октября «Курск» в подводном состоянии завели в док. После полного радиационного обследования 25 октября док вместе с лодкой был постепенно поднят на поверхность.
В октябре 2001 года уникальная операция по подъёму АПРК «Курск» завершилась, в ходе неё впервые в мировой практике со дна моря удалось поднять корабль водоизмещением свыше 25 тысяч тонн.
Для работы на АПЛ «Курск» было сформировано восемь следственных групп, которые приступили к работе после полной откачки воды из подлодки.
* * *
20 марта 2002 года
Опознаны тела 115 погибших подводников. Тела трёх человек (матросов Дмитрия Коткова, Ивана Нефедкова и главного специалиста завода «Дагдизель» Мамеда Гаджиева) обнаружить не удалось.
* * *
22 марта 2002 года
Московский гарнизонный военный суд удовлетворил жалобу, поданную фондом «Право матери» на отказ Главной военной прокуратуры в признании матери погибшего подводника Козыревой потерпевшей. Это повлекло признание потерпевшими других родственников подводников и дало им право на ознакомление с материалами уголовного дела.
* * *
28 июня 2002 года
Следователь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении командующего Северным флотом Вячеслава Попова, начальника штаба Северного флота Михаила Моцака, а также в отношении других руководителей и командиров, поскольку не найдена связь между допущенными ими нарушениями при организации учений и гибелью 118 человек.
* * *
29 июня 2002 года
Комиссия по расследованию причин аварии «Курска» назвала официальную версию трагедии – взрыв одной из торпед 65-76 «Кит», вследствие чего сдетонировал почти весь имевшийся в первом отсеке «Курска» торпедный боезапас.
После этого Главная военная прокуратура прекратила расследование по делу.
Попытки семей подводников добиться продолжения расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности не получили большого резонанса и общественной поддержки.