MAXимально непонятно

Новая напасть обрушилась на наши школы. Теперь это мессенджер Max. Ещё вчера всех загоняли в «Сферум». Из соображений безопасности, как водится. А теперь безопасность нужно ещё усилить. И одно дополняется другим. Но точно ли в этом есть хоть какой-то смысл?

Фото: Евгений Разумный/Коммерсантъ

Фото: Евгений Разумный/Коммерсантъ

Цифровизация образования – феномен, конечно, удивительный. Он, кажется, вовсе лишён какой-то целесообразности. Это как будто активность ради активности. Как в плане разработки всё новых обучающих платформ, информационных ресурсов, так и в плане сервисов коммуникации. Последнее, даже когда вообще ничего ещё не было регламентировано, уже отличалось бесконечной сменой площадок.

Сначала были группы и чаты во «ВКонтакте». Это не было обязательным, но обусловливалось необходимостью как-то оптимизировать взаимодействие педагогов с детьми и родителями. Потом всё как-то само собой перенеслось в WhatsApp. Эта миграция, пожалуй, была самой необъяснимой, потому что этот мессенджер вообще не приспособлен для нормальной коллективной коммуникации из-за невозможности хоть как-то структурировать информацию. Затем сервис официально объявили вражеским: было велено найти альтернативные способы коммуникации. Но поскольку никаких государственных сервисов ещё не было, а чаты в электронных дневниках оказались ужасно неудобными, все ринулись в «Телеграм». Не закрывая, впрочем, окончательно чаты в WhatsApp, как до того не отказывались полностью от групп в VK. Их оставили вроде как на переходный период. Но, как известно, ничто не бывает настолько постоянным, как временное. Поэтому сейчас педагоги, родители и дети решают школьные вопросы одновременно в четырёх, а то и пяти сервисах. С прошлого года, как известно, ещё добавился «Сферум».

«Сферум» – это отдельная песня. Загоняли туда, как в колхозы. Правдами и неправдами. Соблазнами и угрозами. Обещали, что сервис будет удобным, универсальным, безопасным. А главное – больше никуда не надо будет переходить, нигде не надо будет регистрироваться. И что? По структуре «Сферум» ничем не отличается от существующих мессенджеров: систематизировать там что-то сложно: куча каналов и чатов, каждый – бесконечное бессвязное нечто. В плане функциональности площадка постоянно глючит: то к видеоуроку не подключится, то из него выбрасывает, то файлы не загружаются. В итоге коммуникация сводится к тому, что учитель пишет в группе класса, что задания надо смотреть в «Телеграме», и просит поставить плюсики прочитавших.

Плюсики – это очень важно. Может, ради них всё и затевалось. В педагогических группах завучи то и дело напоминают классным руководителям поддерживать в сервисе активность, а то в районе ругаются: план по сообщениям не выполняется. Зато вот с безопасностью в «Сферуме», кажется, действительно всё хорошо. Он просто вообще никому не сдался, чтобы его ещё и взламывать.

И вот «Сферум» собираются интегрировать с новым мессенджером. Тоже, видимо, самым лучшим, универсальным и точно-точно последним. Один раз приложение скачаете, зарегистрируетесь – и забудете о прочих цифровых горестях. Только зачем? Чтобы что? Это признание, что «Сферум» всё же плох? Но какой бы он ни был, он остаётся. И остаётся именно в качестве образовательной платформы. А Max – это для всех и на все случаи жизни.

Нет, сама по себе идея национального мессенджера, может, и неплоха. Но зачем туда тащить насильно? И к чему спешка? Понятно, что за счёт школ можно быстро достичь нужных показателей, создать эффект массовости. А чиновникам и разработчикам надо отчитаться. Но ведь такой способ популяризации ресурса доверия ему точно не добавит, как и любое «не будут брать – отключим газ». Взрослых вот уже тоже подстёгивают возможными ограничениями: не будете скачивать – не сможете пользоваться электронной подписью. Но взрослые-то могут и плюнуть на эту подпись, а школьников из-под земли достанут и заставят регистрироваться.  

С сентября перевод школ в Max состоится в шести регионах. Как обычно, начинается всё с эксперимента. Но нет никаких сомнений, что вскоре практика распространится на всю страну. И никакая критика этот процесс не остановит. Хотя бы потому, что критики хватает и сейчас. Сервис упрекают в сложностях регистрации, технических недостатках, ограниченной функциональности, использовании иностранного кода и, как следствие, небезопасности, а значит, и бесполезности. Многие также опасаются, что новый мессенджер станет инструментом тотальной слежки за пользователями: как за родителями, так и за детьми.  

Да, едва ли все сообщения будет внимательно читать какой-нибудь товарищ майор, но подключить программы, которые будут реагировать на определённые слова, фразы и даже смайлы, нетрудно. Нужно ли говорить о том, каковы могут быть последствия? Если не открытые репрессии, то всевозможные блокировки, отключения иных ресурсов на время разбирательств. А в разбирательствах можно потонуть. Учитывая, что Max будет интегрирован с «Госуслугами», банковскими сервисами, системой быстрых платежей, всевозможными агрегаторами, одно неосторожное, причем, скорее всего, случайное действие (осознанно никто никакую подрывную деятельность в государственном мессенджере вести, конечно, не будет), может серьёзно осложнить человеку жизнь.

Интернет полон возмущения: опросы в различных частных пабликах, отдельных тг-каналах показывают, что большинство пользователей не хотят устанавливать новый мессенджер в ближайшее время. Кто-то признаётся, что если под давлением и скачает Max, то только на какой-нибудь старый телефон и только для галочки. Но разве это кого-то волнует? Чиновники бодро рапортуют, что отечественную разработку поддерживают 64% россиян. Правда, результаты опроса ВЦИОМ, на которые ссылаются власти, ещё показывают, что осведомлены о мессенджере только 58%, то есть 6% поддерживают сами не знают что.

И смешно, и грустно. Но почему-то вовсе не удивительно. Столько раз уже такое проходили. И едва ли станет неожиданной ситуация, когда Max активно начнут интегрировать с ещё какой-нибудь разработкой. А потом с ещё какой-нибудь. И ещё. Эта музыка будет вечной.

Читайте также