Задавать или не задавать домашнее задание  –  вот в чём вопрос 

Чем больше сокращают учебную нагрузку, тем сильнее она растёт

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Новый учебный год начался. И, кажется, он снова пройдёт под знаменем борьбы с повышенной нагрузкой школьников. Весь август депутаты спорили о судьбе домашнего задания: то ли его сократить, то ли отменить вовсе. Велась, конечно же, дискуссия и о часах: дескать, что-то в расписании у детей слишком много уроков, оптимизировать бы. В итоге приняли даже какие-то меры. Странные, непонятные, бессмысленные. Проблема при этом остаётся нерешённой. А может, ещё и усугубится.

Сначала о домашнем задании. Предлагали, как водится, разное. Отменить совсем. Всё равно школьники его с ГДЗ списывают, так зачем бессмысленно тратить время учителей и учеников? Потом подумали, что педагоги эту крепость так легко могут и не сдать. И подумали небезосновательно. В первых классах вот домашка запрещена официально, а её всё равно задают. Сделали ход конём: вышли с инициативой доплачивать учителям, которые всё же проявят волю и перестанут настаивать на необходимости ежевечернего закрепления материала на дому. Народ посмеялся: спасибо и на этом, подняли настроение.

Стали соображать дальше. Вспомнили, что можно сократить сам объём, заговорили о предельно допустимом времени. Но опять закавыка. Нормы-то сочинять не надо, всё давно прописано: есть СанПиН, есть ФГОС. А толку? Исполнение этих норм контролировать некому. Да и невозможно. Приуныли сочинители лучшей жизни, опустили руки. И в бессилии выдали, чтобы уже хоть что-то выдать, предложение запретить давать домашнее задание на выходные. Не Соломоново решение, но как будто компромисс. Или нет? Опять просто отмахнулись?

Чтобы понять, достаточно ответить на простой вопрос: а как исполнять такой запрет? Просто не задавать ничего по тем предметам, которые проходят в пятницу. Хорошо. А если это биология или география, которые только раз в неделю и случаются? Совсем по ним никогда домашнего задания не будет? А правильно ли это? А если в пятницу стоит математика, а следующий урок во вторник, тогда задание даётся уже вроде как не на выходные, его в понедельник сделать можно. Непонятно, в общем. И, главное, кто опять проконтролирует, что там соблюдается, а что – нет.    

Вообще вопрос о домашнем задании – это чрезвычайно сложная проблема. Я бы даже сказала – философская. Потому что в формальной плоскости (через СанПиНы, распоряжения и прочие указивки) она не решается никак. А в неформальной – решена быть не может. По крайней мере в нашей забюрократизированной государственной школе.

Неформальное решение – это отказ от домашки ради домашки, это всегда выбор по ситуации. Прошёл, например, урок плодотворно, успели всё, что было запланировано, и даже больше, тема к тому же была несложная – можно и не задавать ничего. Отстали, завязли, поняли, что предыдущее не дожали, оттого и забуксовали, ну надо, значит, дома немного посидеть, покорпеть, повторить пройденный материал. И индивидуальный подход никто не отменял: задания разной сложности для разных учеников. Но в этом ведь можно утонуть. Это только в первые годы работы на энтузиазме, пока глаза горят, такое можно везти. А потом система так перекрутит, что, если ещё задания дифференцировать по уровням и выдумывать что-то этакое, чтоб с ГДЗ не содрали, можно и головой поехать. Но и не задавать ничего нельзя: учителя огребут за незаполняемость журнала. Вот и дают стандартное: конспект параграфа, ответы на вопросы со страницы 85, упражнения номер 127 и 129.

Но всё, конечно, небезнадёжно. Сокращение домашнего задания возможно. Оно возможно вместе с сокращением самих уроков в учебном плане. И чиновники об этом даже догадываются. Вот только заходят не с того конца. Недавно нас оглушили новостью о сокращении часов иностранного языка. И всё под тем же соусом заботы о детях. Дескать, много им три урока английского в неделю, не вывозят они. Но! На фоне той же новости заговорили о введении какого-то «нового» предмета – ДНКР (духовно-нравственная культура России). А я не понимаю. Какой же предмет новый? Ему 10 лет! А если какие горе-реформаторы из прежней аббревиатуры (ОДНКНР) убрали две буквы, то это ведь ничего не меняет. Убирать надо было не две буквы, а всю дисциплину. Вот реальный шаг к решению проблемы перегруженности.

Надо, конечно, объясниться. А то получается, что я нехороший человек и против разного духовно-нравственного, враг народа практически. Но я считаю, что нет ничего более духовно-нравственного, чем правда. А правда в том, что этот предмет не оправдал ожиданий. Просто в силу того, что он встроен в, мягко говоря, очень несовершенную систему. Ведь что произошло, когда дисциплину ввели 10 лет назад? Просто раскидали часы на предметников, в основном на историков, но где-то и на учителей рисования, музыки, технологии и даже педагогов-организаторов. То есть пахал учитель на 1,5 ставках, а ему ещё три часа ОДНКНР в пятых классах в качестве подарка подбросили. А у педагога ни подготовки, ни опыта. И где ума-разума набираться непонятно: нормальной методики не оказалось тоже – какие-то копирайтеры от министерства что-то наспех скроили, в канцеляризмы облачили – разбирайтесь, как хотите. Да и могло ли быть иначе? Ведь и понятной научной основы у предмета нет, что-то надёргали отовсюду: из истории, литературы, МХК. Но зачем это всё, когда есть и история, и литература, и МХК? К чему множить сущности? Но партия сказала: «Надо!». А школам и не привыкать.   

И вот как проходят уроки? Учителя задают детям готовить бесконечные сообщения. О семейных традициях. О профессиях мам и пап. О музеях, которые посещали с родителями. О храмах, какие есть в родном городе. А потом дети эти сообщения монотонно зачитывают, пока одноклассники досыпают, а учитель заполняет журнал. Все при деле! 

А ведь есть ещё «Разговоры о важном». И курс тоже предусматривает домашнее задание. Необязательное, нет. Рекомендованное всего лишь. По желанию. Но с учителей требуют отчёт! А учителя требуют активности с детей. То же самое с внеурочным профориентационным курсом «Россия – мои горизонты». Пожалуй, так будет и с «Семьеведением».

Допустим, хотели как лучше. Дать побольше детям разного хорошего. Не будем ударяться в конспирологию, подозревать власть в том, что школу она решила сделать лишь рупором пропаганды. Поверим всё же, что начинания были благие. Но столько блага, сколько без остановки поставляют чиновники от образования, многие ли способны выдержать? А неокрепшие-то души справятся, смогут всё это переварить? Ой, а кого это тогда тошнит?

Всё ведь очень просто. Чтобы было меньше учебных перегрузок: домашнего задания, уроков в расписании, внеурочной деятельности, – меньше должно быть самой школы. А она, наоборот, даже под видом самоумаления ведёт себя, как вероломный колонизатор, как газ, который заполняет собой всё пространство, любую щель – и нет никому от этого спасения.    

Читайте также