Откуда столько дезинформации?
С самого начала речь шла о двух вооружённых людях в масках, проникших в школу и начавших стрельбу. Источники сообщали об этом информагентствам неоднократно, вплоть до «ликвидации» второго стрелка, который якобы удерживал заложников в одном из классов на четвёртом этаже. Позднее информацию о втором нападавшем опровергли в Информационном центре Национального антитеррористического комитета.
Политолог Екатерина Шульман в эфире «Эха Москвы» отметила, что набрасывать противоречивые версии – обычная тактика силовиков. Зачем же тогда накинулись на блогеров, которые в 2018 году во время пожара в комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово поначалу переоценили число погибших? Даже закон по этому поводу приняли – «о фейках».
Много противоречий было и в деталях: вахтёр или вахтерша встретили преступника на входе? Ранил он этого человека или нет? Кто нажал тревожную кнопку? Про «вахтёршу» говорили дети, про «вахтёра», оказавшего сопротивление и раненого, был комментарий пресс-службы президента Татарстана.
Можно ли было избежать трагедии?
Опубликованные записи камер видеонаблюдения свидетельствуют о том, стрелок весь путь от своего дома до школы проделал в полной боевой экипировке и с оружием в руках. При этом, как сообщает МВД Татарстана, никаких сообщений о появлении вооружённого человека на улицах Казани перед нападением не поступало. Наверно, слишком часто в последние месяцы видны на улицах экипированные и вооружёные люди. То парад репетируют, то митинг разгоняют, мало ли...
Обнаружен был также телеграм-канал, где за несколько дней до трагедии молодой человек недвусмысленно излагал свои планы, последняя запись сделана за час до его прихода в школу. Однако подписчиков у канала не было ни одного, только сам автор. Поиск по ключевым словам, который практикует Роскомнадзор, заточен на выявление неподписанных надлежащим образом «иноагентов» (тысячи поводов для штрафов каждый день) и оскорбления должностных лиц. Таких персонажей ведомство, судя по всему, не отслеживает.
Что реально можно было предотвратить, так это продажу ему оружия. После аналогичной трагедии в Керчи на этот счёт было даже специальное распоряжение президента. Однако охотники-лоббисты около Кремля, очевидно, одержали здесь верх. Казанская история продемонстрировала, что «бюрократический порог», отделяющий неуравновешенного подростка от покупки огнестрельного оружия, сегодня чрезвычайно низок.
Что известно об убийце?
Почти сразу после задержания стало известно, что стрелявший – это бывший ученик той же гимназии № 175 Ильназ Галявиев. Сам он окончил эту школу 4 года назад – ушёл после 9-го класса и поступил в колледж при вузе, где учился на айтишника. В настоящее время Галявиеву 19 лет, в колледже он учился уже на 4 курсе (а точнее, был отчислен за неуспеваемость).
Выяснилось также, что последнее время жил он один. Об этом журналисты узнали у соседей Галявиева. Информацию подтвердил и его отец.
«Всю ночь сегодня он чем-то стучал, ходил по квартире, но кто мог догадаться, что он к такому готовился!» – говорит соседка.
Было ли психическое расстройство?
Характеристики стрелка его знакомыми и педагогами малоинтересны. Как всегда в таких случаях, странностей в поведении почти никто не замечал. Впрочем, есть одна примечательная деталь. Некоторые вспомнили, как он не раз хвастал тем, что родился в день теракта в Нью-Йорке – 11 сентября 2001 года.
Больше внимания заслуживает то, что он говорит о себе сам. В своём телеграм-канале Галявиев называл себя богом, который якобы явился в облике человека, чтобы «избавиться от всех вас». О том же он говорит на своём первом допросе, добавляя: «Месяца два назад я это осознал. Во мне проснулся монстр, я начал всех ненавидеть». Он говорит и о ненависти к своим родителям, отрекаясь от них.
Журналисты «Коммерсанта» попросили психиатра прокомментировать поведение и слова казанского стрелка. «Почитал о нём в прессе, и из этого не вытекает, что он обладал чертами, которые могли бы охарактеризовать его как психопата возбудимого круга. За шизофрению здесь тоже не очень много свидетельств. Он достаточно чётко объясняет, что никто ему это не внушал, что ему об этом сказали не галлюцинаторные голоса», – отмечает доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Роман Сулейманов.
Следственный комитет возбудил уголовное дело об убийстве двух или более человек (часть 2 статьи 105 УК). Максимальное наказание по этой статье – 20 лет колонии или пожизненное заключение.