Солидарная пенсионная система сломалась – надо менять

Если страшно жить, думая о грядущей пенсии, то стоит прочитать. Станет ещё страшнее

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

С пенсиями надо, конечно, что-то делать. Средняя по стране – 23 тысячи рублей. И ресурсов для роста нет. Депутаты и чиновники друг за другом выступают с инициативами. В основном с дикими. То предлагают россиянам самим зарабатывать на старость, то грозят отменить пенсии бездетным гражданам. Ощущение, что инициаторы вообще не понимают, как устроена пенсионная система страны. Меж тем устроена она скверно – надо менять.

Вот недавно не на шутку разозлила граждан депутат Ирина Роднина. Она заявила, что «пенсия – это не зарплата», а «пособие по старости», которого в ряде стран вообще нет. А раз так, люди должны сами заботиться о будущем, копить с молодости, и вообще «нельзя всё время на кого-то рассчитывать». Бывшую фигуристку как будто пристыдили её же коллеги по Государственной Думе. Но осудили не содержание высказывания, а её форму: нельзя же, дескать, так грубо, цинично. Ещё стали даме объяснять, что копить многим не с чего, крышей бы себя обеспечить, что люди платят налоги, служат в армии. Но дело ведь не в армии, не в невозможности копить, не в налогах вообще – дело в том, что с работников в течение всей жизни удерживаются взносы конкретно на будущую пенсию – 22% от зарплаты.

И вариантов не участвовать в этом у человека, работающего в белую, по трудовому договору, нет. Государство не предоставляет человеку выбор: хочешь – отчисляй в СФР, а хочешь – в какой-нибудь частный фонд, или можешь инвестировать в акции, недвижимость, копить деньги на вкладе. То есть инвестировать и копить, конечно, можно, но не вместо, а в дополнение к отчислениям в 22%. В этом свете укорять людей в безответственности не только цинично, но и ужасно невежественно. Простительно ли такое невежество для депутата? Речь-то ведь не о высшей математике вовсе.

Освободить граждан от взносов в СФР государство тоже не может. Потому что взносы эти не просто лежат где-то, ждут своего часа – они расходуются прямо сейчас на пенсии уже отработавших своё россиян. Так уж устроена солидарная (иначе – распределительная) пенсионная система. А в России именно такая. И это ещё один удар по личной ответственности. Можно зарабатывать очень много, отчислять во все фонды максимальные суммы, но если через 20–30 лет, когда выйдешь на заслуженный отдых, работающих – новых наполнителей фондов – будет немного, то и рассчитывать на что-то серьёзное не приходится. Наша система очень сильно зависит от демографии. А демография у нас – сами знаете какая.

Отсюда, кстати, вырастают другие дикие идеи горе-реформаторов: отменить пенсии бездетным и существенно снизить тем, кто не родил больше одного ребёнка. Но это произвол, конечно. Ведь взносы платят все: и одиночки, и многодетные. А первые-то, может, ещё и больше – ничто и никто не отвлекает их от карьерных свершений. К тому же некоторая зависимость размера будущей пенсии от сегодняшних вложений всё же есть – чиновники ведь сами придумали специальные баллы, коэффициенты.

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»
Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

В общем, с какой стороны ни посмотри – везде тупик. Чиновникам, которые из этой системы искусственно выведены и потому получают неприлично огромные пенсии, патовость ситуации может быть не очевидна, а вот люди её если не осознают, то чувствуют очень хорошо. Люди видят: медсестра, проработав 35 лет, получает пенсию в 18 тысяч рублей. Педагог с 40-летним стажем – 20 тысяч. Это не сильно больше прожиточного минимума.

Меж тем на прожиточный минимум в старости имеют право вообще все, даже те, кто не проработал ни дня. И это ещё одна проблема нашей пенсионной системы. Причём проблема огромная. Человек не может отказаться пополнять Пенсионный фонд, если он работает по трудовому договору. Но он может ведь и не работать. И такую опцию выбирают всё больше россиян. И это не маргиналы какие-то. Обычные люди.

Причём для пополнения армии таких людей государство и вслед за ним бизнес сами создали все условия. Большей частью речь идёт о самозанятых. Вводя специальный налоговый режим, власть хотела вывести людей из тени. А по факту на самозанятость люди стали переходить с работы по найму: кто сам, а кого начальство подтолкнуло. И сейчас таких свободных художников у нас 14 млн. И со всех своих доходов они платят в бюджет 4–6%. Для сравнения: с россиян, оформленных по трудовой, забирают 43% (13% – НДФЛ, 30% – в СФР, из них 22% – на пенсии, 5,1% – на медицину и 2,9% – на случай временной нетрудоспособности). Самозанятым предложили отчислять какую-то минималку в государственную пенсионную кубышку добровольно. Но воспользовались такой возможность только 0,5%. И неудивительно. Смысла в этих отчислениях нет. С минимальных взносов будет минимальная пенсия. Но она и так будет – без отчислений! Это шизофрения.

Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

Да, конечно, не все самозанятые – однозначная угроза пенсионной системе. Многие работают одновременно на себя и на какую-нибудь организацию по стандартному договору. Таких около половины. Для некоторых самозанятость – лишь непродолжительный этап. Кто-то и вовсе все долги государству уже закрыл и открыл самозанятость на пенсии. Но всё равно людей, годами не пополняющих общую копилку, много. И это не только самозанятые. Это и часть фрилансеров, работающих по договорам подряда. И, конечно, работающие полностью неофициально. Между прочим, несмотря на все меры борьбы с теневой экономикой, в неформальном секторе остаются 10 млн граждан – огромная доля.    

Что делать? Принимать непопулярные решения. Нет, не пенсионный возраст поднимать. Это мы уже проходили. И это не работает. Есть другие варианты. Нужно менять условия для самозанятых: для всех, кто работает только на этом режиме, допустим, больше года – вводить обязательные отчисления в СФР. Максимально ужесточать контроль над бизнесом, серьёзно наказывать предпринимателей, лишающих работников социальных гарантий. По-настоящему разбираться с безработицей, а не рисовать бодрые отчёты о том, что её нет. Ну или отменять вовсе социальную пенсию по старости для тех, кто не заработал страховую. Потому что, если не делать ничего, число получателей ничем не обеспеченных прожиточных минимумов будет расти. Их уже более 3,5 млн, почти 10% пенсионеров, а через 10–15 лет их может стать больше раза в два. И такую нагрузку бюджет уже точно не вывезет.    

И, конечно, надо менять саму пенсионную систему: двигаться в сторону смешанной – солидарно-накопительной (и при этом не разворовывать, не замораживать накопления). Солидарность – это прекрасно, но что-то нынче не особо работает. И капиталистическое общество не способствует проявлению коллективной ответственности, и демографический кризис добивает идею взаимной поддержки поколений. Исправлять ситуацию надо прямо сейчас.

Читайте также