Самая популярная в Израиле шутка последних дней: «Во всём мире ещё корона, а Израиль уже вернулся к обычной жизни».
Другая – сообщение в родительском чате: «Школа завтра будет? – Ты про учёбу или про само здание?».
Учёбы нет: на всём юге и в центре Израиля, включая Тель-Авив, школы и детские сады закрыты. Знакомая учительница из Ашдода утром после бомбёжки пишет маме одного из учеников: «Твой сын мне не отвечает, он проснулся? Мы начинаем урок в „зумеˮ». Мама отвечает: «Извини, меня призвали из запаса, в ближайшие дни не смогу будить его по утрам».
В небе Тель-Авива взрываются снаряды, перехваченные израильской системой противоракетной обороны «Железный купол». Слышны бесконечные взрывы, люди прячутся в бомбоубежищах, если успевают до них добраться. Первые обстрелы застали многих на улице. В такой ситуации надо ложиться на землю и закрывать голову руками.
«Если вы видите в кино, как актриса, убегая от какого-то ужаса, дышит навзрыд: глубокий вдох-выдох вот с этим вот звуком, который словами не передать, – верьте, так и есть. Я теперь тоже верю, потому что сама так дышала два часа назад. Два часа назад мы шли домой по парку – одному из самых безопасных мест, где в любое время дня и ночи ты можешь идти в короткой юбке – шли, а потом вот в этом небе появились ракеты и заорала сирена, а ты стоишь в чистом поле, смотришь и не понимаешь, чего делать-то? А они летят прямо на тебя», – описала свои впечатления от первого в её жизни обстрела хозяйка тель-авивского русского книжного магазина «Бабель» Лена Коган.
В Тель-Авиве много недавних москвичей: в последние семь лет Россия поставляет Израилю больше новых репатриантов, чем, например, Украина (несмотря на войну) или Франция (несмотря на высокий уровень антисемитизма). В основном эти люди уехали, не сойдясь взглядами с политическим режимом в России, и считают «своими» средствами массовой информации оппозиционные «Дождь» и «Медузу» (СМИ признано иноагентом).
Но сейчас, сидя под обстрелами и таская детей посреди ночи в бомбоубежище, эти бывшие москвичи недоумевают: оказывается, «свои» СМИ мало чем отличаются от «кремлёвских», когда дело доходит до новостей из Израиля.
«Ради стройки в Иерусалиме решили переселить несколько арабских семей. Из-за этого с новой силой разгорелся палестино-израильский конфликт», – пишет «Медуза» (СМИ признано иноагентом).
«Новый виток противостояния начался с конфликта в Восточном Иерусалиме. Там по решению израильского суда началось выселение нескольких арабских семей из квартала Шейх-Джаррах, что привело к массовым беспорядкам», – сообщает The Bell.
Вообще-то написанное просто не соответствует фактам. Нынешнее обострение началось не с решения длившегося годами суда о выселении шести арабских семей из Шейх-Джарраха. Оно началось с нападений на евреев в Яффо в связи с традиционным рамаданским обострением (в ТикТоке был флэшмоб арабов, которые постили видео «Напади на еврея и убеги»), потом стычек арабов, собиравшихся вооружёнными толпами у ворот Старого города, с полицией. Потом арабы притащили в мечеть Аль-Акса камни, чтобы бросать их на молящихся у Стены плача евреев, и тогда полиция попыталась их оттуда убрать, в связи с чем ХАМАС объявил о необходимости защиты мусульманской святыни от евреев. У него были свои резоны: в Палестинской Автономии в середине мая должны были состояться выборы, на которых ХАМАС имел все шансы победить, но действующий лидер ПА Абу Музен выборы отменил. В отсутствие выборов война – прекрасный способ показать, кто в доме главный.
Однако об этом не говорят в новостях. В новостях используют пассивный залог, чтобы сообщить об обстреле Израиля: «по Израилю выпущены ракеты...», и активный – чтобы сообщить об ответных ударах: «Израиль нанес авиаудары по сектору Газа». И хорошо, если в таком порядке, а не в обратном.
В отличие от телеканала Russia Today, выражающего официальную позицию России, которая не считает ХАМАС террористической организацией и регулярно приглашает его лидеров в Москву с официальными визитами, ни у «Медузы» (СМИ признано иноагентом), ни у The Bell, ни у телеканала «Дождь», чьё освещение последних событий отличалось таким же «профессионализмом», скорее всего, нет желания намеренно исказить картину. Ни у кого из них нет и корреспондентов ни в Израиле, ни в Газе. Они черпают информацию из других СМИ, включая вполне уважаемых гигантов индустрии вроде New York Times или BBC. И находят то, что находят: Израиль сам виноват в том, что его обстреливает ХАМАС. Почему мировые СМИ так предвзяты?
Израильский журналист Матти Фридман, бывший корреспондентом агентства «Ассошиэйтед Пресс» в Иерусалиме с 2006-го по 2013 годы, после предыдущего конфликта с ХАМАС в 2014 году написал статью «Инсайдерский путеводитель по самой важной истории в мире». В ней он на множестве примеров объяснил, что то, что на самом деле происходит в Израиле и Газе, и то, что узнают об этом потребители новостей во всем мире, – это две очень разные истории.
Он рассказал, например, как в 2009 году корреспондентам агентства запретили публиковать новость о мирном договоре, который израильский премьер-министр Эхуд Ольмерт предложил палестинцам и от которого они отказались, потому что это не вписывалось в нарратив, согласно которому палестинцы – умеренная сторона конфликта, а Израиль – упрямая и экстремистская.
Рассказал, как ему и его коллеге было сказано, что коррупция в Палестинской Автономии – это «не тема», в то время как про коррупцию в Израиле агентство писало постоянно. Фридман подсчитал, что AP выпускало в среднем одну историю, описывающую разнообразные пороки израильского общества, каждые два дня. При этом проблемы палестинского общества агентство не интересовали.
Палестинцам в этом конфликте предписана роль жертвы, Израилю – агрессора. Таков консенсус, сложившийся в «просвещённом» мире. Действительность подгоняется под заданный нарратив, а не формирует его.
Почему мир выбрал именно такой нарратив для сложной истории, почему отказывается смотреть на происходящее в Израиле в более широком контексте – например, противостояния ислама и Запада или хотя бы процессов, идущих на всём Ближнем Востоке, где в местах, свободных от присутствия евреев, – в Сирии, Ираке, Ливане... – крови льется не меньше, а больше?
Почему честные и порядочные люди во всём мире поддерживают палестинцев, считая их слабой стороной в «израильско-палестинском» конфликте, и отказываются видеть, что это часть конфликта арабо-израильского (шесть миллионов евреев против 300 миллионов арабов в соседних странах) и, ещё шире, если учесть враждебные Израилю неарабские страны вроде Ирана или Турции, – конфликта еврейско-мусульманского?
Сейчас по улицам израильских городов ходят толпы арабов с палестинскими флагами. Они громят и поджигают синагоги, машины и магазины в Хайфе, Лоде, Тель-Авиве. Это не имеет отношения к «спорным» территориям, за которые вроде бы сражаются с Израилем палестинцы. Они не скрывают, что им нужен весь Израиль, свободный от евреев, включая Хайфу и Тель-Авив, а не только Западный Берег реки Иордан.
Израиль не ангел. В Израиле есть свои силы, которым выгодна война, есть бесконечные внутренние разборки, есть свои «ястребы» и даже свои погромщики. Но если мы хотим иметь дело с реальностью, а не ее проекцией, то придется признать, что ни одну из своих войн Израиль не начинал первым и что две тысячи ракет, выпущенных на мирных жителей, – не вполне адекватный ответ на снос шести домов.