Найденные два клада, керамика, монеты и характер жилищ позволили утверждать, что здесь жили носители юхновской культуры. Среди находок – бронзовые украшения, детали костюма, восточноевропейские выемчатые эмали, медный обол – монета, отчеканенная в древнегреческой Пантикапее (сейчас Керчь) в 275–245 гг. до н.э., и множество разных фрагментов, которые еще предстоит изучить. Интересны тонкие ременные бронзовые пластинки и венчики, которые носила элита железного века на поясах и лбах. Украшения имеют орнамент и схематичные изображениями людей, животных, сакральных символов.
«Такие ременные пластинки известны только на территории Верхней Оки – современных Московской, Калужской и Тульской областей – и представляют “локальную моду” середины III – начала IV века, – говорит учёный секретарь государственного музея-заповедника “Куликово поле” Алексей Воронцов. – Новые находки сильно расширяют круг источников и, вероятно, позволят впервые раскрыть эту тему для специалистов и широкой публики».
Историки читают по найденным предметам, как по книгам. Для них это поселение свидетельствует о переломной эпохе, когда в центре Европейской части современной России происходили большие культурные изменения. «В это время на Верхней Оке и Окско-Донском водоразделе сарматское влияние сменялось раннеславянским. Происходила смена населения. Часть содержащихся в кладах предметов относятся к “прошлому”, уходящему миру, находящемуся под сильным сарматским влиянием, а другая характерна для нового населения, носителей культуры раннеславянского круга», – рассказал Воронцов.
Один дом на всех
Сарматы – это ираноязычные кочевники с длинными рыжими волосами, которые жили в войлочных кибитках, питались мясом и молоком, нашивали на халаты роговые пластины из конских копыт и представляли собой грозную военную силу. Под их конницей, вооружённой на манер парфянской, пали даже скифы. Сарматы в течение трёх веков занимали степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана). И несли миру свои кровавые ценности. Римский историк IV века Аммиан Марцеллин писал, что сарматы «свирепостью своего взгляда внушали страх, как бы они ни сдерживались». Убийства и разрушения в культуре сарматов считались высочайшей доблестью. По свидетельствам Марцеллина, «то наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от учёного досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя; умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в которой страшно оскорбительно. Убийство человека – это проявление геройства, которому нет и достойной хвалы. Наиболее славным трофеем являются волосы скальпированного врага; ими украшают боевых коней. У них не найдёшь ни храма, ни святилища, ни даже крытой соломой ниши для алтаря. Обнажённый меч, по варварскому обычаю вонзённый в землю, становится символом Марса, и они набожно поклоняются ему как верховному владыке тех земель, по которым проходят». Женщины сарматов занимали высокое положение: сражались наравне с мужчинами, были жрицами и стали прототипами амазонок. Есть предположение, что столицей сарматов – Метрополисом (главным лагерем) – было место на территории современного Киева. Но это не подтверждено археологически.
Яма, в которой был сокрыт один из кладов. Фото: Государственный музей-заповедник «Куликово поле»
Сложно сказать, как юхновцам удалось выжить отсюда кровожадных сарматов. Но доподлинно известно, что в IV в до н.э. в современную Центральную Россию они массово пришли с севера, расселились в среднем течении реки Десны, верховьях Сейма, Оки, бассейнах рек Ипуть и Беседь. И потеснили ираноязычные племена. Понятие «юхновцы» появилось в 1870-х годах, когда профессор Дмитрий Самоквасов раскопал городище раннего железного века на реке Десне недалеко от деревни Юхново под Черниговом. Долгое время считалось, что они прямые предки славян, но теперь нет однозначного ответа. Это были скорее балтские племена, родственные праславянам, не являющиеся их предками. Лингвисты утверждают, что именно в раннем железном веке произошло разделение славянской и балтской языковых ветвей. Вероятно, юхновцы и праславяне ещё понимали друг друга, но уже говорили на разных языках.
«Это большое и многосложное племя, – писал о юхновцах Геродот. – Все они имеют светлые глаза и рыжие волосы, питаются шишками. Их страна вся покрыта лесами, а в самом сгущении леса есть большое полноводное озеро и болото вокруг него. В этом озере они ловят выдр, бобров и других зверей с квадратными мордами». Поселения юхновской культуры делятся на два типа: неукреплённые селища и укреплённые городища – ровно такие, какой найден под Тулой. Один-три ряда валов и рвов, деревянные стены по периметру. Для этих городищ характерны «длинные дома» (сейчас бы мы сказали – многоквартирные). Очаги в них были расположены на полу или в ямках. В Курской области сохранились устные предания об этих зданиях: «на этом месте жили старые люди, у которых был один на всех длинный дом, кольцом окружавший деревню».
Черепки. Фото: Государственный музей-заповедник «Куликово поле»
Керамику юхновцев тоже узнать легко: в глину они добавляли речной песок, орнамент наносили деревянной лопаткой или щепкой – тычками в верхней части сосудов в три ряда. Их горшки небольшие, с плоским узким дном, шейка сужена слабо, а венчик имеет небольшой отгиб. Характерны и блоки трёх основных типов: яйцевидные, округлые и бочкообразные. Что это такое – сказать наверняка нельзя. Есть версии от культовых изделий, до рыболовных грузил, метательных ядер и стройматериалов. Юхновцы хорошо владели бензолитейным делом, выплавкой железа, кузнечным ремеслом, ткачеством, выделкой кож. Жили скотоводством, рыболовством и охотой, возделывали просо, ячмень и пшеницу-двузернянку. Проблема погребальных обрядов юхновцев до сих пор является открытой. Наиболее вероятным способом считается кремация с последующим захоронением праха в неглубоких ямках за пределами городища. Но, возможно, тела усопших спускали по реке в нижний мир. Или налицо биритуализм – несколько разных традиций и обрядов. Ведь были же найдены и скелеты с обломками костей животных, рыб и черепков.
В это же время Рим и Карфген вели Пунические войны за контроль над западным Средиземноморьем, и Карфген, как все помнят, был разрушен. Возводились Александрийский маяк, Колосс Родосский и Великая Китайская стена. В Китае, Греции и Индии уже появились первые алхимики. В это столетие двигали мировую науку вперёд Евклид и Архимед из Сиракуз. Древнегреческий математик Эратосфен вычислил размер Земли.
Но для историков нет неважных страниц жизни людей. Для тульских археологов и нас всех найденное городище у Сухой Воронки бесценно и требует дальнейшей работы. «Все предметы требуют сложной и долгой реставрации, – говорит Алексей Воронцов. – Удалось найти сохранными даже фрагменты кожаной основы ременных наборов». Проблема ещё в том, что местность активно застраивается, что может в будущем привести к разрушению хорошо сохранившегося памятника археологии.
В планах археологов – провести на городище под Струково полноценные исследования.