– Мне кажется, что при других обстоятельствах из Сахарова вышел бы прекрасный генеральный секретарь ООН, – говорит Наталья Самовер, хранитель музея Сахаровского центра (организация признана иноагентом в России). – Он видел проблемы именно в том масштабе, в котором работает эта организация, он мыслил планетарно. Кому-то сложно следить за его мыслями, но можно и нужно. Прошли те времена, когда можно было обходиться местечковыми представлениями. Чем дальше развивается мир, тем сложнее он оказывается устроенным и тем хуже людям, которые боятся и ленятся в этом разбираться.
Специально к юбилею был создан организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова под председательством президента РАН Александра Сергеева. Больше ста мероприятий в России и за рубежом организуют РАН, Физический института имени П.Н. Лебедева РАН (ФИАН), «Политех», Сахаровский центр (организация признана иноагентом в России), физический факультет МГУ, Российская государственная библиотека и другие. Вся информация о предстоящих мероприятиях – на http://sakharov100.ru. Среди них – конференции, вебинары, выставки, выпуск юбилейной двухрублевой монеты, переиздание двух книг: «Слойка» Сахарова. Путь гения» и «Решающий шаг к миру. Водородная бомба с атомным обжатием РДС-37» и многие другие.
Об интересных проектах и значении Андрея Дмитриевича Сахарова для современного мира мы поговорили с директором Сахаровского музея (организация признана иноагентом в России) Сергеем Лукашевским.
–Сергей Маркович, что значит образ академика Сахарова для современной России?
– Мне представляется, что сегодня в нашей стране есть некий недостаток моральных авторитетов. Андрей Дмитриевич Сахаров и является исторически, и может быть сегодня таким авторитетом для современного российского общества. Самое главное в Сахарове, мне кажется, – его способность мыслить одновременно глобально и локально. Сахаров много говорил о мире в целом. Он призывал человечество к единству, считал, что только совместными усилиями можно справиться с глобальными вызовами. Не только с угрозой термоядерной войны, но и с защитой экологии, глобальным неравенством и, конечно, проблемами использования технического прогресса. С одной стороны, как физик, как конструктор, он считал, что научно-технический прогресс – это тот способ, которым человечество может сделать жизнь лучше. Но одновременно отчётливо видел, как технические достижения используются людьми не только во благо, но и во зло. Для преодоления вооружённых этнических конфликтов, конфликтов на религиозной почве необходимо человеческое единство.
При этом Сахаров был увлечённым учёным, погружённым в свои мысли. Когда его жена Елена Георгиевна Боннэр спросила его, что он любит больше всего на свете, он ответил: реликтовое излучение. И одновременно Андрей Дмитриевич очень лично переживал чужие боль и страдания. Когда он из секретного академика превратился в общественного деятеля после публикации знаменитого эссе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», к нему тысячами начали приходить письма от жителей Советского Союза. Не только обращения о помощи в случаях политических преследований, но и с обычными житейскими проблемами: не начислили пенсию, не дали инвалидность… И Сахаров несколько раз в своих воспоминаниях пишет о том, как переживает, что он не мог не только помочь, а часто был не в состоянии ответить этим людям даже с помощью помощника – адвоката Софьи Васильевны Калистратовой.
Сахаров с глубокой горечью осознаёт последствия, которые ядерные испытания оказывают на человечество и природу. Он вычислил, что из-за тех взрывов, которые были произведены в 50-е годы всеми странами (и СССР, и США, и другими), погибнет порядка десяти тысяч человек за пять тысяч лет от рака, от других болезней. Кто-то может сказать, что срок длинный, а количество людей относительно невелико. Тем более никогда точно нельзя вычислить, от чего в действительности заболел человек. Но для Сахарова эта ответственность была чрезвычайно важна, хотя одновременно с этим он не подвергал сомнению необходимость своей работы в атомном проекте. Для него было важна и защита страны, и создание ядерного равновесия между великими державами, и предотвращение Третьей мировой термоядерной войны, но его волновали и судьбы конкретных людей. Сахаров с глубоким чувством вины писал о том, как люди и животные погибали в ходе проведения испытаний. Например, он пронзительно рассказал о трагедии людей, которые жили недалеко от Семипалатинского полигона. Во время взрыва им сказали уйти в бомбоубежище. Когда всё закончилось и они уже выходили, строение обрушилось, и погибла семилетняя девочка. Казалось бы, это не имеет прямого отношения к самим ядерным испытаниям, но Сахаров об этом пишет как о части собственной ответственности.
Вот такое сочетание сахаровских ценностей мне представляется важным для определения главных моральных императивов, которыми в действительности должно жить общество. Сахаров писал, что для него самое главное – сверять свои действия и представления о том, какой должна быть политика страны в тех или иных вопросах, с неким идеальным целеполаганием. Это целеполагание он видел в первую очередь «в счастливой для всех и полной труда и творчества жизни». Такого подхода сегодня, мне кажется, не хватает российскому обществу. Конечно, для каждой эпохи нужны какие-то новые слова. И мне кажется, что сахаровское наследие, его жизнь – это такой источник для современного российского общества, из которого можно черпать актуальные мысли, ценности и цели для формулирования идеалов.
–Юбилейные мероприятия проходят не только в России. Почему важно отмечать эту дату и за пределами России?
– Как я уже сказал, Сахаров был человеком, который мыслил глобально. По мнению Сахарова, не должно быть никакого разделения и различия между людьми за исключением того, которое относится к истории и традиции. Мы подчёркиваем международный характер его усилий, борьбы, наследия. И в этом тонком моменте нужно стараться соблюдать историческую объективность: с одной стороны, в образе нашей страны видеть историю тоталитарного государства, проводившего политические репрессии, подавляющего инакомыслие; с другой, признавать тот вклад, который Россия и СССР внесли в мировое глобальное гуманистическое движение. Благодаря Сахарову понятие прав человека стало если не modus operandiв реальной международной дипломатии, международных отношениях, где, как говорил Сахаров, всегда много национального эгоизма, – то частью некого идеала. Вот почему так важно помнить о роли Сахарова в мировом значении. Мы очень рады тому, что об Андрее Дмитриевиче вместе с нами вспоминают и в странах бывшего СССР, и в Европе: в Казахстане, Франции, Чехии, Литве, Украине и США.
24–25 мая мы проводим международную онлайн-конференцию «Тревога и надежда. XXI век». Тревога и надежда – важные слова для Сахарова. Он, с одной стороны, видел и указывал на угрозы и опасности для современного мира, с другой, всегда оставался оптимистом в отношении человека и человечества. И видел в своих современниках творческие и нравственные силы. Мы будем на этой конференции говорить о сегодняшнем мире через призму главной сахаровской идеи о том, что мир, прогресс и права человека неразделимы и не могут быть достигнуты по отдельности. В конференции примут участие видные общественные деятели, журналисты, правозащитники, дипломаты из разных стран. Приглашаю всех желающих.
– А судьба вашей выставки «Андрей Дмитриевич Сахаров: тревога и надежда» не так радужна. Её сорвал Департамент культуры Москвы. Почему?
– Мы и сами не очень понимаем. Мы договорились о её проведении ещё больше года назад, получили подтверждение, что даты зарезервированы. Выставка планировалась как прямой диалог между Сахаровым и москвичами. Она должна была состоять только из портретов Андрея Дмитриевича и его высказываний на стендах Чистопрудного бульвара. Но почему-то неизвестные нам чиновники из Департамента культуры ответили нам устно, что контент не согласован, а позже добавили, что якобы эти стенды неожиданно потребовались для какой-то другой выставки. (Она доступна по ссылке).
Нам представляется, что это неумное и постыдное решение, учитывая, что по всей стране проходят мероприятия, посвящённые Андрею Дмитриевичу Сахарову. В Нижнем Новгороде под патронажем властей проходит большая программа, посвящённая его памяти. В Москве мы в галерее «ГРАУНД Солянка» открываем 21 мая выставку «Сахаров. Новый век». Она состоит из 10 иммерсивных инсталляций «Путешествие с 10 остановками», где посетитель сможет пройти главными этапами жизни Сахарова, ощутить себя на его месте, в его важных точках морального и нравственного выбора. Я всех туда с удовольствием приглашаю.
–Будут ли в рамках юбилейных мероприятий установлены памятники Сахарову? Информация в прессе неоднозначная.
– 22 мая будет открыт памятник в Сарове, бывшем секретном городе Арзамас-16, где Сахаров провёл много лет, работая в советском ядерном проекте. Действительно было много обсуждений об установке памятника в Москве. Вопрос об этом даже задавался президенту РФ, и Владимир Путин на предложение поставить памятник на проспекте Сахарова высказался положительно. Но тем не менее пока ни о каком решении властей не известно.
–Будут ли Андрею Дмитриевичу возвращены награды и почему это важно?
– Такой вопрос тоже обсуждался, но об окончательном решении неизвестно. Может быть, в оставшиеся дни до юбилея что-то будет предпринято Организационным комитетом по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию со дня рождения А.Д. Сахарова. Это важно для восстановления справедливости. Важно официально возвратить знаки почёта и уважения человеку, который всегда, всю свою жизнь ощущал свою ответственность за свою страну, болел её судьбой. Когда-то это оказывалось в унисоне с тем, что от него ожидали власти, когда-то оказывалось против, но всегда Сахаров был абсолютно последователен и честен в своём понимании блага для собственной страны. Но есть здесь и формально-правовой смысл. Дело в том, что Сахаров был лишён наград, выслан в город Горький в 1980 году абсолютно беззаконным способом. Не было никакого суда, никаких официальных обвинений, и это беззаконное решение уже более чем 40-летней давности было бы естественно и правильно пересмотреть, отменить.
–В чём актуальность образа Сахарова для современной молодёжи?
– Безусловно, можно рассказывать об Андрее Дмитриевиче очень длинную историю его жизни. Она была многогранна и разнообразна. Мы накануне юбилея открыли сайт, сделанный как красивый современный виртуальный музей (не знаем, надо ли это сообщать, но это сайт организации, признанной иноагентом в России. – Ред.). Там есть что почитать. И научные идеи Сахарова: он занимался не только ядерной физикой, но и космологией, и современными представлениями о Вселенной. Конечно, Сахаров – правозащитник, написавший более 800 обращений и заявлений в защиту разных людей. И, безусловно, Сахаров – мыслитель. Если пытаться свести смысл жизни, послания Сахарова в какой-то совсем короткой формуле, которая может быть важна для каждого конкретного человека, для молодого тоже, то я бы вспомнил слова, которые он сказал уже совсем незадолго до своей смерти. «Моя судьба, – говорил Сахаров, – была во многом уникальна. Я лишь пытался быть на уровне собственной судьбы». Так вот судьба каждого человека уникальна, но задача каждого из нас – быть на уровне собственной судьбы, то есть подходить честно и ответственно к тем вызовам, которые ставит перед нами жизнь. И честно, ответственно отвечать самому себе, что я могу сделать, чтобы, с одной стороны, быть готовым противостоять злу, не мириться с несправедливостью, и с другой – сделать нечто, что может сделать жизнь людей вокруг тебя лучше и счастливее.