В школе – свои печали. Месяц проучились – и стало понятно, что многое грустно. А у кого и вовсе катастрофа. Дети нахватали двоек и троек – вот как с этим быть? Может, эти дети неправильные? У всех вот школьники как школьники, а эти лоботрясы какие-то, неумехи! А может, это учителя подкачали: не чуткие, не понимающие, откровенно профнепригодные? И пора жаловаться директору, в отдел образования, прокуратуру? Или стоит всё же в своей голове что-нибудь подкрутить? Как понять, когда переживания за оценки переходят в невроз?
Увы, здоровым отношением к школьным отметкам у нас может похвастать мало кто. Как среди детей, так и среди родителей. И, кажется, даже многие педагоги стали уже забывать, что оценки – это всего лишь инструмент, а не характеристика личности и уж тем более не смысл жизни. Нас всех охватило какое-то безумие. И оно невероятно многогранно. Одни родители ругают детей за четвёрки. Другие не обращают внимание на пятую двойку подряд. Одни школьники рыдают, бьются в истерике из-за случайной тройки. Другие давно равнодушны к любым цифрам в дневнике. Третьи отчаянно рвутся исправлять каждую тройку, просят дать возможность переписать тест, диктант или даже контрольную, а когда добиваются своего, приходят снова неподготовленными, уповая то ли на везение, то ли на телефон в кармане. Учителя тоже разные. У иных жизненный принцип: на отлично знают только они сами. Кто-то реально наказывает учеников оценками за плохое поведение. А кто-то лепит неуд, потому что день не задался, всё валится из рук, но признать себя живым человеком, который не без греха, всё равно не спешит.
Но если вышеперечисленное – не вполне здоровые истории, то что тогда норма? Как сформировать адекватное отношение к школьным оценкам родителю, как научить такому детей? Прежде всего стоит свыкнуться с мыслью, что оценки сами по себе не цель. И, как в известной песне, даже не средство. Это всего лишь постоянно меняющийся параметр, дающий некоторое представление о реальности.

Это вроде температуры воздуха или уровня сахара в крови. Посмотрели на термометр, поняли, что похолодало, – оделись теплее. Какой смысл заламывать руки и рвать на себе волосы, что лето кончилось? Или идёте на анализ – отказались от завтрака. Всё равно что-то вылезло? А это вчерашняя шоколадка. Повторили анализ – всё пришло в норму. Вот когда третий результат подряд скверный – надо решать проблему. Но тоже без паники: сначала расширенное обследование, потом диета, режим, лечение. И наблюдение, наблюдение, наблюдение.
Так же с оценками. Случайная двойка среди четвёрок и пятёрок – не кошмар и ужас. Ребёнок либо оставил дома домашку, либо забыл о запланированной проверочной, не повторил материал (съел-таки шоколадку), либо не выспался. Контурные карты или конспект с рисунками он донесёт на следующий урок, а тест может исправить. Или нет. Нормально и то, и это, к слову. Стремиться переделать неудачное – хороший паттерн, но только если к делу подходить ответственно, без дураков. Но и не бросаться переписывать каждый запоротый тест – тоже не преступление. Будет другая работа, будет ещё много других работ – двойка перекроется четвёрками и пятёрками.
А если весёлое разнообразие оценок наблюдается не по одному предмету, а видна устойчивая тенденция, что биология не в пример математике явно хромает? Или вот по литературе, истории и обществознанию пятёрки, а по физике трояки? Ну и порядок. Есть гуманитарии, есть технари – кто сегодня этого не понимает! Да, школьная программа не так сложна, базу минимум на четвёрку можно освоить по всем дисциплинам. А если не очень хочется, если не видится в этом большого смысла? Ребёнок расставляет приоритеты: он любит историю и готов заниматься ей углубленно, а по физике выполняет приличный минимум. Тройка – это удовлетворительно? Вот и отстаньте. В том числе со своим «но ведь он может лучше».

Вот этого «можешь лучше» я сама в детстве наслушалась. И от учителей, и от родителей. Ну могла, допустим. А что, обязана была хотеть? Вот не хотела я решать задачи со звёздочкой по математике, хотела книжки читать. Сейчас смотрю на сына. Учитель, например, просит пройти демоверсию ВПР по биологии: сын выполняет ровно столько заданий, сколько нужно на четвёрку, за остальные не берётся, даже задания не читает. Лодырь? Не без этого. Проблемы с мотивацией? Так они избирательны. В математических олимпиадах участвует и неплохо справляется, языки программирования сам изучает, в театральной студии занимается с огромным удовольствием. Зачем мне его тюкать?
Вот когда в дневнике всё ровно и одновременно уныло, тогда – да, стоит насторожиться. Если у ребёнка сплошные двойки и тройки без проблесков по всем без исключения предметам, в том числе по музыке и физкультуре, то ему, очевидно, нужна помощь. И не обязательно помощь репетиторов. Я бы даже сказала, в последнюю очередь репетиторов. Также не советовала бы родителям утешать себя мантрой, что это просто школа нынче такая – конвейер, и учителя такие – бездушные, чёрствые, не могут что-то там в ученике разглядеть, а сам-то он застенчивый просто, не может себя проявить. Да, учителя бывают разные, есть и выгоревшие, и равнодушные. Но все такими быть не могут. И даже самый стеснительный ребёнок всегда может показать себя в письменных работах.
Если табель оценок демонстрирует стабильную, но очень грустную картину, то надо всерьёз с этим разбираться. Возможно, дело в психологических проблемах. Например, ребёнок не ладит со сверстниками и на переживание этой ситуации он тратит все свои эмоциональные и интеллектуальные ресурсы – не до учёбы уже. Может, человек объективно не тянет, мозг не дозрел. Тогда нужно обследование: возможно, правильнее будет получить статус ОВЗ. Ничего ужасного в этом нет, это не клеймо, а возможность. Ученикам с особыми потребностями сегодня предлагают адаптированные программы, реально уделяют больше внимания. На индивидуальном образовательном маршруте шансов подтянуться гораздо больше, чем в общем потоке.

А как всё же быть с необъективной оценкой педагогов? Ведь такое тоже встречается? Да, бывает. Но гораздо реже, чем кажется мятежным подросткам и скандальным мамам и папам. Чаще всего речь в банальном недопонимании, переоценке своих возможностей школьниками и родителями. А что, родители ведь многие теперь тоже учатся, и из-за своих двоек они негодуют сильнее детей. Никогда не забуду, как мне пришлось долго объяснять одной маме, почему она не права в своей интерпретации «Станционного смотрителя»: она уверяла меня, что Дуню насильно выдали замуж за старого и некрасивого Минского. А этим летом я успокаивала учеников, возмущённых результатами ОГЭ. Полные праведного гнева, они скидывали мне сканы работ, уверяя, что им занизили баллы, просили помощи в составлении апелляции. А я видела, что баллы не только не занижали – наоборот: поверяющие временами явно зажмуривались. Отправляла ученикам подробные разборы – они вздыхали, но успокаивались.
Это я к чему? Если есть подозрение на необъективное оценивание – надо разбираться, конечно. Но спокойно и вдумчиво. Без обвинений. И результат будет. А если стена настолько непробиваема, что проще бросить? Тогда действительно лучше… отнестись к ситуации философски. Вряд ли всё настолько плохо, что вредный педагог ставит ученику, которого вся школа знает как отличника, двойку за двойкой. Скорее всего, расхождение – 1–2 балла, и то не на постоянной основе. Не тот случай, чтобы биться насмерть. Школа когда-нибудь закончится, а в вузе или колледже всё будет по-другому.
Оценки – это всего лишь оценки. Да, их комбинацию в дневнике нужно уметь правильно читать. Но убиваться из-за них точно не стоит.