Депрессию называют «пандемией XXI века». И, кстати, ушедшая из нашей памяти в 2025 году пандемия ковида (которая косила народ ещё пять лет назад, но мы быстро забываем о плохом) усугубила заболеваемость этой серой хмарью. Депрессия была одним из осложнений после коронавируса, особым свойством которого была способность поражать головной мозг, проникая через энцефалический барьер, ограждающий этот «центр управления человеком» от внешних воздействий. В 2020–2021 годах, во время ковида, число случаев депрессии во всём мире увеличилось на 25%.
По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня в мире депрессией страдают около 280 млн человек, то есть 3,8% населения, при этом у взрослого населения эта цифра достигает 5%, а у лиц старше 60 лет – 5,7%. ВОЗ считает, что в течение двух ближайших десятилетий депрессия по своим поражающим организм негативным влияниям будет соперничать только с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Она является одной из основных причин нетрудоспособности в мире. Правда, в России, чтобы не выйти на работу из-за депрессии, она должна действительно довести до стационара.
Сегодня по отношению к своему психологическому здоровью россияне делятся на людей, которые пытаются не обращать внимания на разные внутренние настроения в своей голове и, сжав зубы, двигаются по жизни, и на тех, кто прислушивается к каждому шороху в душе и бегут к психологам и психотерапевтам за антидепрессантами и нейролептиками. Понятно, что тут лучше всего была бы золотая середина, но для этого нужна массовая психологическая грамотность. А у нас одни граждане совсем неграмотные, а другие – чересчур грамотные.
В былые времена депрессию не лечили, потому что у людей не было времени остановиться и задуматься о себе (это не значит, что от депрессии не умирали, – умирали, но не понимали, от чего). Сейчас время у людей появилось и появилось название для состояния, когда не хочется жить.
Лет 15 назад меня удивил рассказ вполне преуспевающей, на мой взгляд, бывшей одноклассницы. У неё всё было: хорошо зарабатывающий муж, прекрасная умная дочь, квартира в хорошем доме. Но она призналась мне, что уже два года «сидит сутками в туалете и курит, ничего не хочет и не может делать». «Соберись, тряпка!» – говорила ей мама-медик. «Это же самые болезненные слова, которые только можно услышать в моём состоянии», – признавалась подруга.

Согласно Международной классификации болезней, депрессия характеризуется стойким снижением настроения, утратой интереса к ранее приятным занятиям и снижением энергии, которые сохраняются не менее двух недель и существенно нарушают повседневное функционирование человека. Нейробиологические основы депрессии включают нарушения в работе нейромедиаторных систем. Мозгу «не докладывают» так называемые гормоны радости – серотонин, норадреналин, дофамин. То есть биохимический баланс в организме нарушается, и это научный факт, а не человеческая мнительность.
Один из основных симптомов – подавленное настроение: 94,2% пациентов сообщают специалистам о стойком чувстве грусти, опустошенности или безнадёжности. Уходит чувство радости жизни, наступает так называемая ангедония: 91,8% отмечали значительное снижение или полную утрату интереса и удовольствия от ранее приятных занятий. Приходит, наоборот, чувство вины или собственной бесполезности: 83,5% заболевших депрессией испытывают необоснованное чувство вины или самообвинения (поэтому так опасно говорить слова типа «соберись, тряпка» – человек и так чувствует себя этой самой тряпкой).