Отменят ли ЕГЭ?

Профессор Евгений Белый, автор телеграм-канала «Наука и университеты» объясняет, почему лучше ЕГЭ ничего не придумано. «Стол» приглашает к дискуссии

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Давно замечено, что дискуссия вокруг ЕГЭ носит волнообразный характер: она то разгорается, то постепенно сходит на нет. Всплески дискуссионной активности связаны либо с приближением летнего экзаменационного марафона, либо с грядущей избирательной кампанией. А начинается всё обычно с информационного вброса. Вот и на этот раз всё началось с заявления заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максима Зайцева, который сообщил о постепенной отмене системы Единого государственного экзамена и переходе к традиционному формату оценки знаний.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев. Фото: duma.gov.ru
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максим Зайцев. Фото: duma.gov.ru

Коллегу по Думе поддержал Пётр Толстой, назвав ЕГЭ «калькой с западных стандартов» и «насилием над детьми и самой идеей образования». Здесь ещё подоспел опрос портала SuperJob, согласно которому 68 % россиян негативно относятся к ЕГЭ. И началось…

Что им не нравится?

Претензии к ЕГЭ у его противников достаточно традиционны: школьников формально натаскивают на экзамен, нормальное общее образование заменяется тупой расстановкой «галочек» возле правильных ответов, ЕГЭ несёт детям колоссальный стресс. Давайте сразу скажем, что здесь критики или давно не были связаны с ЕГЭ, или умышленно вводят население в заблуждение. ЕГЭ – уже давно не галочки возле правильных ответов. Контрольно-измерительные материалы содержат открытые вопросы, на экзамене по литературе и истории требуется написать эссе, экзамен по иностранному языку предполагает наличие аудиокомпонента, на ЕГЭ по математике решают сложные задачи по алгебре, геометрии и тригонометрии. Конечно, система ЕГЭ не является идеальной, а нуждается в совершенствовании, но, по моему мнению, ничего лучшего в мире пока не придумано.

Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»

Что касается россиян, которые против ЕГЭ, то основных причин их негативного отношения к экзамену, по-моему, две. Во-первых, для тех, кто постарше, традиционная система экзаменов связана с ностальгическими воспоминаниями о школьной юности, когда всё было чудесно. А вторая причина – массированная информационная кампания, призванная дискредитировать ЕГЭ, которая началась в 2009 году вместе с его введением и не прекращается до сих пор.

Один случай

От мнений  оппонентов пора переходить к собственным оценкам ЕГЭ, убеждённым сторонником которого я являюсь. И мои аргументы, наверное, тоже будут традиционными. Первое и, наверное, самое главное – ЕГЭ явился мощным социальным лифтом для талантливых детей из регионов. Молодые люди не только из областных центров, но и из малых городов получили возможность поступить в лучшие вузы страны. Честно говоря, я вначале достаточно настороженно отнёсся к идее ЕГЭ, но одна маленькая жизненная ситуация существенно повлияла на моё отношение. Случай свёл меня с выпускником школы из небольшого райцентра на берегу Волги и его мамой, которая зарабатывала на жизнь, ремонтируя квартиры в областном центре. Молодой человек сдал документы в региональный университет  и благополучно дожидался зачисления, забыв, что сдал документы также в главный университет страны на «Политологию». Но неожиданно из МГУ позвонили и сообщили, что он будет зачислен, если в течение двух суток представит подлинник аттестата. И у него с мамой был только один день, чтобы набрать денег на первое время, достать билет на поезд и «вытащить» подлинник аттестата из местного вуза. С получением документов я им тогда помог. Думаю, парень уже окончил МГУ.

Вторая заслуга ЕГЭ заключается в том, что он устранил основной коррупционный элемент вузовской деятельности – злоупотребления при наборе студентов. Этот элемент всегда имел две составляющие. Во-первых, «помощь» при приёме влиятельных лиц вуза. Те, кто давно работает в высшей школе, думаю, ещё не забыли толпы ходатаев у кабинетов ректора и ответственного секретаря приёмной комиссии. А во-вторых, вузовские кафедры, участвующие в наборе студентов, весь учебный год занимались подготовкой абитуриентов в собственный вуз. Здесь работала технология: «Сами разрабатываем экзаменационные задания – сами готовим по ним абитуриентов – сами принимаем у них вступительные экзамены». Сейчас всё это ушло из вуза. Поэтому во мне постоянно живёт личное подозрение, что в информационной кампании против ЕГЭ активно участвуют многие вузовские администрации и заинтересованные преподаватели, у которых ликвидировали кормушку. 

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

Наконец, ещё один важный аргумент в пользу ЕГЭ – это возможность поступать одновременно в несколько вузов. В период своей абитуриентской молодости я о таком чуде даже не смел мечтать. Поэтому, на мой взгляд, зря тревожатся мои оппоненты о физическом здоровье школьников. Сдать сначала выпускные экзамены, затем вступительные экзамены в вуз, а если не поступил, то через год готовиться к поступлению, возможно, в другой университет – на такие испытания здоровья потребуется больше.

И нашим, и вашим

Противники ЕГЭ, понимая слабость своих позиций, начали предлагать компромиссные варианты. Так, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предложил дать выпускникам 11-х классов возможность выбирать между ЕГЭ и Государственным выпускным экзаменом (ГВЭ). Соответствующий законопроект он намерен подготовить и внести на рассмотрение в осеннюю сессию. На мой взгляд, неоднозначная и в чём-то опасная инициатива. Ведь сегодня школьник не собирается поступать в вуз и откажется от сдачи ЕГЭ в пользу ГВЭ, а завтра под влиянием родителей, друзей, соседей передумает, а поезд, как говорится, уже ушёл. Год потерян. А через год нужно вновь садиться за учебники и начинать подготовку – теперь уже к ЕГЭ. Так что я не сомневаюсь: будущее за ЕГЭ.

Читайте также