Вот, например, два года назад депутаты ЛДПР на законодательном уровне предложили ввести четырёхдневную рабочую неделю для многодетных родителей. Кабмин отклонил инициативу. Якобы для защиты самих многодетных. Чтобы им не отказывали из-за льготы при приёме на работу. А распространение сокращённой недели на всех родителей посчитали невозможным – в стране и так работать некому.
Ладно, нельзя не работать, можно хотя бы подправить график? Год назад активисты движения «Ветераны России» предложили перевести на удалёнку всех женщин страны. Опять идею сразу же завернули. В Госдуме не увидели в предложении конкретики. Как это всех женщин? А врачей, а поваров, а крановщиц каких-нибудь? И что прямо совсем, полностью на дистант? Или всё же частично? Ещё и дискриминацию усмотрели: а мужчины как же? Нет, это всё правильные, конечно, вопросы. И ответы очень нужны. Но так ли уж трудно их дать?
Прямо сейчас готова накидать варианты. Совершенно спокойно можно дать возможность уходить на дистант всем работающим на пятидневке при условии, что есть задачи, которые могут выполняться дома. Те же крановщики работают посменно и едва ли способны взять работу на дом. А вот учителя, врачи, бухгалтеры, менеджеры, маркетологи могут и на родном диване проверить тетради, посчитать баланс, заполнить медкарты, оформить договор, кому-то по важному делу позвонить. Вот на такие задачи тот самый один день на неделе выделить очень было бы хорошо.
Фото: Гришкин Денис / Агентство «Москва»
И не только мамам, но и папам. Дискриминация – это действительно плохо. Но тут не только в ней дело. Если один уходит на удалёнку в пятницу, другой может взять работу на дом в понедельник. Это удобно, когда в семье, например, первоклассник, которому ещё нужен присмотр, но уроки у которого заканчиваются в 12, а продлёнки нет. Я вообще не понимаю, как люди в таких ситуациях выкручиваются. Раньше бабушки помогали, но теперь и они пашут, как заведённые, – им же пенсию отодвинули.
Впрочем, вот и споткнулись. Когда дома постоянно нужен присмотр за детьми, пусть и только во второй половине дня, по одному удалённому дню даже двоим родителям не хватит. Можно делить дни по часам. Тогда уже не один, а два дня можно было бы трудиться удалённо, но по четыре часа.
Скажут, что это жутко неудобно и вот ещё работодателю заморачиваться. Но ведь реально, и сейчас многие так работают, только пока это сопряжено с потерями для работников. Так, кому-то удаётся неформально договориться с руководителем, но в ответ приходится брать больше работы на дом – потому что очень уж не хочется целому начальнику быть снисходительным просто так. Кто-то, чтобы иметь свободной вторую половину дня, работает где-нибудь на полставки и теряет в деньгах. Кто-то мог бы читать лекции в университете, но выбирает работу в школе рядом с домом, просит ставить уроки с самого утра без окон и, освобождаясь к часу, бежит домой со стопками тетрадей. Кто-то вынужден довольствоваться только фрилансом, нести риски такой занятости и жить в и без того уязвимый период жизни в вечной тревоге.
Фото: Чингаев Ярослав / Агентство «Москва»
В общем, было бы неплохо, если бы родителям шли навстречу. А то сейчас получается как-то не очень честно, как будто выбор в пользу детей ещё и наказывается. Как будто дети – это дело только их родителей. С одной стороны, это, конечно, так. Нормальные люди не для государства рожают, главная ответственность всегда лежит на родителях. Но, с другой-то стороны, дети – это будущие работники, налогоплательщики, обеспечители пенсий. И государство очень даже просит их рожать, и побольше, и поздоровей. Да Бог с ним, с государством. В воспроизведении человечества заинтересовано вообще-то всё общество. Может, стоит это всё же наконец-то признать?
Тем более что речь ведь не идёт о чём-то сверхъестественном, утопичном. Обеспечить комфортный режим работы людям, воспитывающим детей, не так уж трудно. И никаких огромных материальных вложений это не требует. Нужны всего лишь человеческое участие, понимание и некоторая гибкость. Но вот с этим-то и проблемы. Проще откупаться материнскими капиталами, пособиями, закладывать в бюджет триллионы на субсидирование ипотеки. Дело нужное – не спорю. Но ведь и другая поддержка важна.
Люди хотят работать, готовы совмещать труд с родительством, согласны считаться с трудностями такого совмещения. Разве это не достойно поощрения? Нет? Что же тогда удивляться отказу граждан от семьи и детей? У них на такое веселье нет ни времени, ни сил.