«Голые ногти» и чистое лицо

Почему падает рынок салонов красоты?

Фото: Зыков Кирилл/Агентство «Москва»

Фото: Зыков Кирилл/Агентство «Москва»

Российские женщины стали меньше посещать салоны красоты. Что это – признак экономического кризиса, когда начинаешь экономить на том, без чего можно обойтись? А может, это просто возвращение здравого смысла?

Посещаемость салонов и студий ногтевого сервиса с января 2025 года снизилась на 5–8% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщила президент Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Ляля Садыкова. Раньше спрос стабильно рос на 12–17% в год, но в этом году показатель, наоборот, упал, поскольку люди стали реже ходить в салоны. Два года назад российский рынок косметических и парикмахерских услуг вырос на 12,1% и достиг почти 213 миллиардов рублей, следует из данных Analytic Research Group. В 2024 году прогнозировался рост до 222 миллиардов, но к концу 2025 стало ясно, что ожидания не оправдались. Снижение спроса происходит даже  в премиум-сегменте, где клиенты раньше не экономили, а теперь всё чаще отменяют записи и переносят визиты.

«Чем проще женщина, тем сложнее у неё ногти», – это наблюдение было сделано в начале 2000-х, когда отечественные дамы поняли, что могут расцветить свою жизнь яркими красками на ногтях. Пусть вокруг осенняя хмарь и не хватает денег на самое необходимое: сделаешь ногти длиной пять сантиметров «под хохлому» – и взгляд на них будет радовать примерно недели две-три.

В это же самое время в других странах женщины радовались, глядя на свои автомобили, дома, банковские счета. Моя знакомая мастер маникюра из областного центра недалеко от Москвы вместе с мужем переехала в те годы под Лос-Анжелес – они выиграли грин-карту. Муж, который в России был предпринимателем средней руки, не мог найти себе применение в США. И тогда жена дала объявление: «Наращивание ногтей, нейл-дизайн». Выяснилось, что в Голливуде мало кто способен изобразить на акриловых ногтях такое, что в те годы могла запросто сделать простая российская маникюрша. К моей знакомой выстроилась очередь звёзд шоу-бизнеса, она рисовала психоделические картины на ногтях самой Ким Кардашьян. Уже через три года после её отъезда я с удивлением прочитала о моей знакомой статью в журнале «Форбс» – она обзавелась  небольшой сетью салонов по наращиванию ногтей. В интервью коллегам из делового издания она отмечала, что среди звёзд шоу-бизнеса разноцветные длиннющие ногти были востребованы, но обычные американки довольствуются простецким маникюром, который делают в торговых центрах.

В России же в то время нейл-дизайном увлекались не на шутку. Помню, в моём родном городе проходил целый чемпионат по нейл-дизайну, и пожилой заместитель губернатора, которого отправили его поприветствовать, сказал в своей речи: «Не знаю, что такое нейл-дизайн, но судя по количеству здесь красивых молодых девушек, это явно что-то хорошее».

Мономер, который быстро застывает на ногтях при свете ультрафиолетовой лампы, придумал в США бывший дантист Стюарт Нордстром в 1978 году. Возможность носить длинные накрашенные ногти так, чтобы они не ломались от малейшей нагрузки, привела к бурному развитию моды на наращивание ногтей. Правда, наращивание уродовало свои ногти: если захочешь отказаться – готовься довольно долго прятать руки от посторонних взглядов.

Фото: Марина Молдавская/Коммерсантъ
Фото: Марина Молдавская/Коммерсантъ

В 2010 году появился более щадящий вариант долговечного маникюра – гель-лак, или Shellac, всё та же технология с ультрафиолетовой лампой. Без профессионала с ногтей шеллак тоже не соскребёшь, и состояние собственных ногтей у тех, кто прекращает пользоваться шеллаком, также довольно печальное: они ободранные и быстро ломаются.

Это классический пример выдуманного спроса, услуги, раз воспользовавшись которой, уже так просто не соскочишь. А цены на материал и услуги растут. Сегодня в среднем это 2500 рублей, которые, повторим, женщине надо выкладывать примерно раз в три недели.

Вслед за ногтями в дело идут нарощенные ресницы, татуаж бровей. Ну и ботокс – уколы на основе ботулотоксина, вызывающего временный паралич лицевых мышц (когда-то токсином придумали лечить нервные тики, но оказалось, что он отлично разглаживает морщины). Самое странное увлечение – надутые с помощью гиалуроновой кислоты губы. Кажется, это сродни каким-то инициационным практикам первобытных народов – зачем-то превращать свои губы в подобие утиного носа. Но в определённой среде (назовём её купеческой) надутые губы уже считаются непременным атрибутом ухоженной женщины.

Всё вышеперечисленное надо непременно делать регулярно. Иначе губы сдуются, ресницы отклеятся, брови сотрутся, лоб сморщится. То есть, единожды придя в косметический салон, женщина должна быть готова выкладывать по несколько тысяч, или даже десятков тысяч за подновление эффекта.

Конечно, мы всецело за развитие малого бизнеса. В начале 1990-х была популярна теория, что сфера обслуживания – самый незатратный и естественный фактор экономического роста. Официант из кафе идет в соседний барбершоп холить бороду, парикмахер идёт к нему в кафе пить кофе в компании маникюрши, и все довольны – выручка делает круг в пределах одной улицы. Однако именно сфера услуг первой проседает во время экономических кризисов.

По данным статистики, только в Москве сегодня работает 7 500 салонов красоты и парикмахерских, а также примерно 2 000 маникюрных студий. И увы, все они сейчас теряют клиентов.

Можно потерпеть месяца два, пока отрастут свои нормальные ногти, испорченные гель-лаком. Где взять деньги на излишества, если на еду перестаёт хватать? 

Кстати, важный фактор снижения спроса – мода на естественность. «Голые ногти» – одно из новых предложений в маникюрных салонах. Голые – значит, просто без покрытия короткие ухоженные ногти.

Один из самых популярных трендов в социальных сетях – Clean Girl, или «чистая девушка». В смысле чистая здоровая кожа у этой девушки должна быть умытая, без тонны косметики.

Люди устали от искусственной красоты. Медиа и соцсети постепенно меняют курс, начав показывать реальных женщин без тяжёлого макияжа и фильтров – с морщинками, веснушками и так далее. Теперь красивым считается не идеальное лицо со скулами и губами «как у Анжелины Джоли», а лицо, излучающее уверенность и искренность. Как подметил философ Альберт Швейцер: «В 20 лет у каждого лицо, данное Богом. В 40 лет – лицо, данное жизнью. В 60 лет – лицо, которое человек заслужил». Заслужить свою внешность важнее, чем сделать её за деньги. Но сложнее, конечно. Нарисовать проще.

Читайте также