«Я не хочу всякую химию в организм колоть»
Для такого опроса в столице сложно найти место лучше, чем Парк культуры имени Горького. Здесь есть и спортивные площадки, и скамейки, и беседки, и кафе. Даже в будни в парке много отдыхающих, девушки фотографируются в зарослях сирени, которая, и отцветшая, выглядит словно зачарованный лес, дети катаются в скейт-парке, влюблённые наслаждаются видом на реку из беседок.
Идиллическую картину портят разве что ограничительные ленты: ими оклеены беседки и почему-то часть деревьев. При этом парковые скамейки остались свободными от красно-белой паутины, хотя ещё в понедельник запрет распространялся и на них. Ситуация изменилась к среде, когда, очевидно, в связи с валом журналистских запросов с просьбой прояснить смысл столь абсурдной в контексте пандемии меры (в том числе запроса «Стола») мэрия объявила, что скамейками всё же пользоваться можно.
Но даже если бы запрет на скамейки не сняли, вряд ли бы это кто-то заметил. Ведь можно лежать и на газонах. Тут и там на виду и буквально в кустах люди устраивают пикники, занимаются йогой, поют под гитару. Всё выглядит так, словно никакой пандемии в городе и нет. Екатерина с друзьями оказалась одной из многих отдыхающих, она поделилась со «Столом» своим виденьем пандемии:
– Я оперная певица, и для меня самым сложным на карантине в прошлом году было не петь. Голос не предназначен для квартиры, и приходилось петь буквально в открытое окно. Боюсь, что сейчас опять всех загонят по домам. Мне кажется, что все эти ограничения вообще не нужны. Кажется, в Швеции или Швейцарии карантина вообще не было, но никто не пострадал.
В Швеции действительно не было никаких ограничительных мер в первую волну пандемии. Однако и сама страна, и Всемирная организация здравоохранения в итоге признали шведскую модель неэффективной. И лучше всего об этом свидетельствуют официальные данные по смертности: она оказалась в два раза выше, чем в Германии. В итоге северное королевство пошло на ужесточение мер, в том числе запретило проводить публичные мероприятия.
Ольга, мать троих детей, отказалась сниматься, но согласилась поговорить. Несмотря на то что сама женщина тяжело переболела коронавирусом ещё прошлой весной, ни носить маску в общественных местах, ни прививаться она не намерена.
– У нас в семье почти все болели, – не без гордости рассказывает Ольга. – Бабушка, царствие ей небесное, умерла, не доехав до больницы. Дети хорошо перенесли. Я считаю, что вообще надо всем переболеть, как ветрянкой, в детстве, а все эти маски-перчатки только мусор разводят.
На вопрос о прививках как разумной альтернативе тяжёлой и непредсказуемой болезни женщина лишь усмехнулась. «Я не хочу всякую химию ни себе, ни детям в организм колоть», – заявила она. При этом Ольга пожаловалась, что после ковида до сих пор неправильно воспринимает некоторые запахи – например, «огурцы пахнут грязными носками».
Уже понятно, что вакцины не дают 100 % защиты от ковида, однако привитые люди болеют куда менее тяжело. А согласно последним исследованиям, антитела после прививки справляются с вирусом в тысячу раз эффективнее, чем антитела, выработанные самим организмом после болезни. ВОЗ уверена, что именно прививки обеспечат надёжный коллективный иммунитет от вируса.
«Я лучше Пфайзером привьюсь»
После множества бесед сложилась примерная картина отношения москвичей к карантину. Из 20 опрошенных 15 считают, что карантин в столице не нужен, 4 считают, что надо снять все ограничения с привитых и только один человек мечтает о локдауне, но всё равно гуляет в людном парке.
К прививкам отношение более разнообразное. Половина респондентов вообще не хотят прививаться, из них 7 человек уверяют, что выработали «отличный естественный иммунитет», а трое просто не верят врачам. Из оставшихся трое привились, 6 «никак не дойдут до пункта вакцинации». Но нашёлся и совсем уникальный случай.
Рафаэль всего пару месяцев назад прилетел в Москву из Южной Кореи, где провёл больше полутора лет, работал и путешествовал. Даже пандемия не отменила его планов. Теперь молодой человек собирается поехать жить в Европу и надеется, что его выпустят без прививки «Спутником», поскольку рассчитывает привиться вакциной от Pfizer или «Модерной».
– В Корее, конечно, всё совсем по-другому было, – рассказывает Рафаэль. – Никакой паники, диких локдаунов и возмущений. Там и до этого всего в масках ходили, а как пандемия началась – ещё сознательнее стали. Правда, нельзя было собираться в общественных местах после десяти вечера. Видимо, коронавирус – сова или вампир. Штраф за отсутствие масок был около 100 тысяч южнокорейских вон (семь-восемь тысяч рублей), но я не видел, чтобы кого-то оштрафовали. Когда я прилетел домой, должны были на соцмониторинг посадить и ПЦР заставляли сдать. Но ни результатов теста не было, ни проверок, где я живу. Странно всё.
«Вирус распространяет молодёжь»
Тем временем почти у 90 % заболевших в Москве выявили новый – индийский штамм коронавируса. Этот вариант вируса считается более заразным и агрессивным. Чтобы противостоять ему, нужно в два раза больше антител, чем против старичка уханьского коронавируса. Заместитель директора по клинико-аналитической работе ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Наталья Пшеничная обвинила в третьей волне пандемии молодёжь.
«Нам не удалось избежать нового подъёма заболеваемости в связи с массовым игнорированием мер профилактики распространения нового коронавируса, – заявила она. – Особенно актуально их соблюдение сейчас, когда циркулирует индийский штамм и наиболее активная часть населения – молодёжь – его распространяет в своей среде и в других возрастных группах».
Чтобы хоть как-то сдержать пандемию, не останавливая жизнь в городе, мэр Москвы Сергей Собянин уже предложил пускать в кафе и рестораны по QR-коду, подтверждающему вакцинацию.
«Давайте в порядке эксперимента возьмём несколько предприятий. Не надо много, хотя бы десяток-полтора. Объявим эти рестораны бесковидными территориями, для посещения которых нужен QR-код, подтверждающий вакцинацию, который люди будут скачивать с сайта госуслуг. За неделю настроим информационную систему контроля, отработаем технологию, поймём, как она работает. И тогда можно будет тиражировать этот опыт», – заявил он.
Но не похоже, чтобы горожане разделяли энтузиазм градоначальника.