Казалось бы, что есть естественнее, чем время, но, вот, поди ж ты, многие будто бы объявили ему войну. Одни отчаянно молодятся. Другим, тем, кто и так молод, словно вменили за юные годы дополнительную нагрузку, чтоб не расслаблялись. И вот происходит невероятное. То, что должно цвести, чахнет. Самые молодые чувствуют себя самыми же уставшими и чуть ли не пожилыми.
Я о результатах нашумевшего уже исследования ВЦИОМ про усталость и ощущение возраста. Ежедневную усталость испытывают 37% россиян, ещё 26% чувствуют себя обессиленными несколько раз в неделю. И самое удивительное вот что. Наиболее изможденными себя чувствуют двадцатилетние и тридцатилетние (по 40% в обеих группах), а ещё женщины всех возрастов (те же 40%). И это не всё. Огромное число зумеров и младших миллениалов (до 33 лет) не относят себя к молодежи: 19 и 27% считают себя людьми среднего возраста, а 3 и 7% и вовсе – пожилыми. Для сравнения, среди рождённых между 1968 и 1981 годами таких только 5%, среди рождённых между 1948 и 1967 годами – 11%. Ну и у женщин всех возрастов показатель самоощущения себя более зрелыми в среднем выше, чем у мужчин.
Что случилось с нашей молодежью и прекрасным полом? Они будто попали в сказку о потерянном времени, состарились до срока. У меня есть гипотеза. Не претендую на её научность, но мнение моё всё же основано на некоторых наблюдениях. Мы живём слишком интенсивно, слишком быстро. Конечно, это выматывает.
Сначала о двадцатилетних. Это ведь вчерашние школьники и студенты. А учеба сегодня – это та ещё потогонка. Те, кто хочет получить хорошее образование, должны выкладываться не на 100, а на 200%. Одной школы недостаточно – значит добавляются репетиторы, языковые курсы, курсы по программированию. Я тут немного погрузилась в частную педагогическую практику – испугалась. Очень часто репетиторов ищут для учеников начальной школы и для пятиклассников. И заниматься планируют в восемь-девять и десять вечера – всё остальное время забито школой и секциями. Школы тоже теперь выбирают – детей отдают не в ближайшую, а с высоким рейтингом, везут школьников на другой конец района, крадут у них время сна. Как вместить всё необходимое, помимо школы, вообще непонятно, потому что и сама школа претендует захватить всё детское время – там не только уроки, но и куча внеклассных мероприятий, конференций, конкурсов. На многие из них загоняют чуть ли не принудительно. Особенно хорошистов и отличников – гордость школы.
Дети не выдерживают. К девятому классу каждый третий – разрядившаяся батарейка, к 11-му каждый второй – просто зомби. А потом не легче. Как в песне: институт, экзамены, сессия. И ещё и подработки. Работают ведь студенты массово. Многие годами функционируют в аварийном режиме. К окончанию вуза вроде бы наступает наконец облегчение, кажется, приходит свобода… но ощущается она уже как пенсия. Хочется просто лечь, и чтобы больше никто не трогал до следующего лета. Чтобы тоже не лезли. Но дальше – взрослая жизнь.
Взрослая жизнь – это, оказывается, тоже много работы. Но ведь хочется и отдыхать. Молодость – время общения, любви, приключений, словом, время до предела активное. Но, вот беда, когда активности слишком много, когда наверстываешь упущенное слишком рьяно, даже отдых превращается в работу, даже долгожданный праздник превращается в рутину. Сегодня молодость будто уже и не благословение вовсе, она обязывает. Всё, привет, выгорание.
А что у женщин? Их губит не молодость, но её культ. Стремление оставаться как можно дольше энергичными, бодрыми и красивыми, понятно. Стремление такое даже полезно. Чем плохи фитнесс, бассейн, путешествия? И разве не прекрасно, когда люди следят за питанием. Да и в увлечении косметологией нет ничего криминального, особенно если походы в салоны поднимают дамам настроение. Но во всём хороша мера. А с этим-то и проблема. Некоторые так отчаянно стараются отвоевать себе здоровье, красоту и молодость, что теряют в схватке со временем последние силы. И деньги. А деньги ещё надо заработать. Но поскольку вложений организм с каждым годом требует всё больше, то и работать надо активнее. Замкнутый круг.
А помимо работы и ухода за собой, который превращается во вторую работу, есть ведь ещё семья: дети, которых ещё поднимать и поднимать на ноги, реально стареющие и нуждающиеся в помощи родители. И ещё есть быт. Как всё успеть? Разорваться?
И вот мы наблюдаем разлад внешнего и внутреннего, конфликт формы и содержания. Нас окружают женщины, которые в 40 выглядят на 30, а чувствуют себя на 60, и двадцатилетние, которые вечно суетятся, а желания при этом имеют самые пенсионерские. Хотя чего это я обижаю пенсионеров – многие их них очень даже активны, причем активны в самом лучшем смысле. Они не крутят колесо жизни с упорством бешеного хомяка, они спокойно гуляют по паркам, рисуют, плетут, шьют, посещают выставки и музеи. И с недоумением смотрят в этих музеях на двадцатилетних. Последние быстро перебегают из зала в зал, не успевая ничего почувствовать, бесконечно всё фотографируют, на ходу записывают пост для блога, потому что если поста не будет, то и тебя как будто здесь не было, а если не было, считай, и не жил. Хотя по факту и так не живешь, конечно.
Что делать? Да вот хотя бы учиться у старших. Не спешить, не дергаться. Легко сказать. А если то одно, то другое, то пятое, то десятое, и ни от чего не увернуться? А вот уворачиваться. Не взваливать на себя лишнее. Никакой трагедии не случится, если не поучаствовать в очередном непонятном конкурсе. И никто не заржавеет, как железный дровосек, без тренировок в 10 вечера – если у человека для спорта свободно только такое время, он и так достаточно активен. И окружающие не будут показывать пальцем на ту, кто не колет ботокс. И если не хочется никуда идти, то лучше остаться дома и не делать совсем ничего, чем тащиться на модную выставку, чтобы только не прослыть бескультурным обывателем. Так не только можно. Так правильнее. Если, конечно, хочется оставаться в ладу с самим собой, не потеряться в собственном возрасте и не выгореть дотла раньше времени.
