От «гламура» до «дрона». Вербальный портрет первой четверти века 

Какими были слова года за 25 лет


Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Фото: Павел Лисицын/РИА Новости

Идея выбирать слова, ставшие символом уходящего года, появилась ещё в 1970-х годах. Первыми это стали делать немецкие филологи. В 1990 году акцию «слово года»  начало проводить Американское диалектное общество (American Dialect Society). А Россия присоединилась только в 2007 году. 

Но точно можно сказать, с какого слова начался этот век и новое тысячелетие. Причём абсолютно на всех языках. Конечно же это «миллениум». Это слово стало  символом надежды на то, что впереди человечество ждёт эра мира, открытости и взаимопонимания.  Но даже по лексикону 25 лет, которые прошли с этого волнующего момента, очевидно, что надежды эти не оправдались. 

Кстати, лингвисты будто бы предугадали, что впереди нас ждут «непростые времена» (эти слова вообще могли бы стать «словосочетанием первой четверти века»).  Словом 1999 года было выбрано Millennium Bug  или «Ошибка-2000». Мало, кто уже помнит, что накануне нового тысячелетия весь мир замер в ожидании катастрофы. Было опасение, что когда часы пробьют первую минуту 2000 года,  произойдёт глобальная хронологическая ошибка, которая приведёт к сбою всей компьютерной системы: самолёты начнут падать, корабли – тонуть, ядерные ракеты запускаться. Ничего этого произошло, но очень показательно, что лингвистически XXI век начался с тревоги, страха и ощущения приближающегося апокалипсиса. Как век встретишь…

В первые годы 2000-х лексикон человечества обогатился неологизмом «9-11» (nine-eleven). Страшные события 11 сентября 2001 года стали метафорой внезапной и неизбежной катастрофы, «черного лебедя». А 2002 год вошёл в историю словосочетанием «оружие массового поражения». Американские генералы уверенно доказали его наличие у Саддама Хусейна и таким образом обосновали вторжение в Ирак. Началась новая эра войн.

Впрочем, в начале 2000-х люди ещё веселились на полную катушку, им быстро надоело жить в страхе, поэтому уже в 2003 году военных потеснил «метросексуал» –   мужчина, который уделяет внимание своей внешности, моде, тот самый дельный человек, который думает о красе ногтей. 

Первым русским «словом» стал «гламур». Акция «Слово года» начала проводиться ежегодно с 2007 года по инициативе независимого Экспертного совета, в который входят филологи, писатели, журналисты, философы, культурологи, эксперты по информационным ресурсам и технологиям: Михаил Эпштейн, Андрей Архангельский, Наталья Громова, Александр Смолянский, Ксения Туркова. По их версии в 2025 году главным русским словом стал «дрон» или «беспилотник».  Как тут не вспомнить ставшие мемом слова  Дмитрия Медведева о том, что «никто, никогда не вернётся в 2007-й год»? Действительно сложно себе представить, после «дронов» мы когда-нибудь снова вернёмся в глянцевый мир красивой, беспечной гламурной жизни? 

Уже в 2008 году «гламур» сменился  «кризисом». Глобальный финансово-экономический спад начался с краха ипотечного рынка в США и перерос в банкротство крупных банков, падению цен на акции и росту безработицы.

В 2009 году словом года стала «перезагрузка». Планировалось, что она произойдёт в отношениях между Россией и США после того, как глава МИД Лавров и госсекретарь Клинтон символически обменяются «красными кнопками». Но эти добрые намерения так и остались лишь словом. 

Главными героями горячего 2010-го года стали  «огнеборцы». Аномально жаркое лето привело к лесным пожарам. В Москве, окутанной дымом и гарью горящих торфяников, атмосфера была апокалиптическая.  

В следующем году мужественных огнеборцев сменили  «полицейские». 1 марта 2011 года российская милиция официально стала «полицией». 

В 2012 году она покажет себя в полную силу, разгоняя мирные протесты против фальсификации президентских выборов. Словом года стала «Болотная» – по названию площади, где проходили самые активные акции «белоленточников». 

2013 год, вперёд вырывается «госдура». Сейчас сложно представить, но это произнёс телеведущий Владимир Познер в эфире своей программы на Первом канале. 2014 год –  «крымнаш», что называется, без комментариев. В 2015 году главным словом стали «беженцы» –  уже несколько лет в Сирии идёт война, миллионы людей пытаются спастись от военных конфликтов, начинается великое переселение народов. В 2016 году, когда Великобритания вышла из Европейского союза, слово «брекзит» поставило точку на надежды человечества, что вот-вот все границы рухнут.  2017 год обогатил русский язык даже не сугубо российской, а исключительно московской «реновацией». В 2018 году смертельный яд «новичок» стал новым «оружием массового уничтожения» и вошёл в словари. 2019 год запомнился акциями вокруг выборов в Мосгордуму, словом года был выбран «протест». А в 2020 году россияне разошлись с остальным человечеством и вместо «ковида» были озабочены, по крайней мере, на словах «обнулением». Речь идёт о внесении поправок в Конституцию, которые позволили Владимиру Путину баллотироваться на пост президента РФ ещё два срока. Впрочем, вирус все-таки проник в словарь россиян в 2021 году словом «вакцинация». 

В 2022 году независимый Экспертный совет объявил  «войну». Подводя лингвистический итог первой четверти ХХI века,  лингвисты, участвующие в выборе «Слова года», пришли к печальному выводу, что «война» пронизывает и все первые 25 лет века: «Главное слово эпохи. В 2000 году – около 80 тыс. упоминаний в СМИ, к 2015-му – почти 2 млн, в 2022-м – ещё больше, несмотря на цензурные ограничения. Слово, которое власть пытается заменить эвфемизмами, но которое пробивается сквозь любые запреты».

В 2023 году словом года стал «искусственный интеллект». В прошлом году впервые было выбрано имя собственное –  «Навальный», это имя упоминалось на 3 миллионах русскоязычных и на 5 миллионах англоязычных сайтов. А главным конкурентом погибшего в тюрьме лидера оппозиции был «квадробер». Вот в такие странные времена мы живём. 

Но в этом году появился и лучик надежды. По-крайне мере, на словах. Первое место с «дроном» разделило слово «переговоры». «Переговоры» – это усталая надежда на выход: после провала в 2024-м (−15%) слово взлетело в 2025-м на 49%, объясняют эксперты.  Два слова на одной вершине – это портрет эпохи противоречивых сигналов: война продолжается как рутина, а мир обсуждается как проект. Язык 2025 года не кричит «началось!» и не шепчет «закончилось» – он спрашивает: «сколько ещё это будет тянуться?»

Читайте также