Идея выбирать слова, ставшие символом уходящего года, появилась ещё в 1970-х годах. Первыми это стали делать немецкие филологи. В 1990 году акцию «слово года» начало проводить Американское диалектное общество (American Dialect Society). А Россия присоединилась только в 2007 году.
Но точно можно сказать, с какого слова начался этот век и новое тысячелетие. Причём абсолютно на всех языках. Конечно же это «миллениум». Это слово стало символом надежды на то, что впереди человечество ждёт эра мира, открытости и взаимопонимания. Но даже по лексикону 25 лет, которые прошли с этого волнующего момента, очевидно, что надежды эти не оправдались.
Кстати, лингвисты будто бы предугадали, что впереди нас ждут «непростые времена» (эти слова вообще могли бы стать «словосочетанием первой четверти века»). Словом 1999 года было выбрано Millennium Bug или «Ошибка-2000». Мало, кто уже помнит, что накануне нового тысячелетия весь мир замер в ожидании катастрофы. Было опасение, что когда часы пробьют первую минуту 2000 года, произойдёт глобальная хронологическая ошибка, которая приведёт к сбою всей компьютерной системы: самолёты начнут падать, корабли – тонуть, ядерные ракеты запускаться. Ничего этого произошло, но очень показательно, что лингвистически XXI век начался с тревоги, страха и ощущения приближающегося апокалипсиса. Как век встретишь…
В первые годы 2000-х лексикон человечества обогатился неологизмом «9-11» (nine-eleven). Страшные события 11 сентября 2001 года стали метафорой внезапной и неизбежной катастрофы, «черного лебедя». А 2002 год вошёл в историю словосочетанием «оружие массового поражения». Американские генералы уверенно доказали его наличие у Саддама Хусейна и таким образом обосновали вторжение в Ирак. Началась новая эра войн.
Впрочем, в начале 2000-х люди ещё веселились на полную катушку, им быстро надоело жить в страхе, поэтому уже в 2003 году военных потеснил «метросексуал» – мужчина, который уделяет внимание своей внешности, моде, тот самый дельный человек, который думает о красе ногтей.
Первым русским «словом» стал «гламур». Акция «Слово года» начала проводиться ежегодно с 2007 года по инициативе независимого Экспертного совета, в который входят филологи, писатели, журналисты, философы, культурологи, эксперты по информационным ресурсам и технологиям: Михаил Эпштейн, Андрей Архангельский, Наталья Громова, Александр Смолянский, Ксения Туркова. По их версии в 2025 году главным русским словом стал «дрон» или «беспилотник». Как тут не вспомнить ставшие мемом слова Дмитрия Медведева о том, что «никто, никогда не вернётся в 2007-й год»? Действительно сложно себе представить, после «дронов» мы когда-нибудь снова вернёмся в глянцевый мир красивой, беспечной гламурной жизни?
Уже в 2008 году «гламур» сменился «кризисом». Глобальный финансово-экономический спад начался с краха ипотечного рынка в США и перерос в банкротство крупных банков, падению цен на акции и росту безработицы.
