Вместо итогов

Марина Ярдаева о том, чем вспомнить уходящий год и что беречь – в новом

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

Фото: Кузьмичёнок Василий / Агентство «Москва»

Итоги – странный новогодний жанр. Многие его любят. А я не очень понимаю. Как это – взять и подвести черту? Всё ведь продолжается. Одно переходит в другое, другое – в третье.

У меня, например, так и в жизни, и в работе. Что-то, может, и хотелось бы закончить в уходящем году – так ведь тянется, продлевает себе бытие всеми правдами и неправдами. Так и со многими темами, которые вроде как стали знаковыми в уходящем году.

Что потрясло нас в 2025-ом, размышляю я, вздыхая о незаконченном ремонте в родительской квартире, которую мы купили этой осенью. Лихорадка на рынке вторичной недвижимости, конечно! Этот год стал рекордным по оспариванию сделок купли-продажи. Три тысячи дел. Чуть ли не каждую неделю мы читали в газетах, как очередной пенсионер, обманутый мошенниками, продал квартиру, но потом отказался съезжать и вернул жильё через суд, а покупатели, одинокие мамы, многодетные семьи, такие же пенсионеры остались без денег, квадратных метров, а многие ещё и с долгами. Судебная система просто сломалась, над законами посмеялись, понятия «добросовестный покупатель», «двусторонняя реституция» просто выкинули на помойку.

Фото: krakenimages.com / FreePik
Фото: krakenimages.com / FreePik

И вот, говорят, как раз тут-то и случилось новогоднее «чудо». Верховный суд отыграл назад дело Ларисы Долиной, после которого, как многие считают, всё и полетело в тартарары. И вот в СМИ замелькали новости, что судьи то тут, то там стали выносить решения в пользу покупателей. И я, конечно, рада за людей, честно приобретающих квартиры. Хорошо, если можно хоть немного выдохнуть и не трястись перед сделкой. Я сама так переживала, когда покупала квартиру родителям, что теперь мне нужна ещё более стойкая краска для волос. Но не знаю, уместно ли говорить о чудесах. Всё же проблема остаётся довольно острой. Что-то нужно делать, чтобы пожилые люди не лишали себя дома и не устраивали хаос на рынке вторички. В следующем году нас, по всей видимости, ждут разные нововведения и ограничения, вероятно, покупать жильё будет сложнее, дольше, дороже.

Не меньше трясёт образование. Тренд уходящего года – жёсткое регулирование сферы. Нам дали чётко понять: высшее вообще нежелательно. Массы загоняют в колледжи. Летом в порядке эксперимента в трёх регионах девятиклассникам разрешили сдавать только два экзамена в обмен на их отказ от 10 класса. Эксперимент признали успешным, практику будут распространять и дальше. Вузы тоже сталкиваются с новыми ограничениями. Выпускников-медиков ждут обязательные отработки. По многим направлениям сокращают даже платный набор. Какой из этого можно сделать вывод? Боюсь, какой-нибудь крамольный. Что правильнее всего нынче идти против ветра? Что если на пути к знанию ставятся такие препоны, то, значит, оно чего-то да стоит?

Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»
Фото: Авилов Александр / Агентство «Москва»

А как корёжит экономику. 2025 год стал временем ещё большего сокращения бюджетов на социальные программы, повышения и введения новых налогов и сборов. Нет, вообще история тянется уже несколько лет. Почему, понятно. В условиях роста оборонных расходов иначе быть просто не может. И понятно, что все мы уповаем, что в 2026 году наступит, наконец, долгожданный мир. И предпосылки вроде бы есть. А вроде бы и… Не будем о грустном. Любой военный конфликт рано или поздно заканчивается. Закончится и этот. А вот сколько времени потребуется экономике – вопрос.

Не хочу никому портить праздничное настроение, но сказать об этом стоит. Нужно быть готовым, что экономика не разгонится ещё долго. И это не пессимизм и упадничество. Это реализм как он есть. А реализм – это хорошо. Он позволяет пережить трудные времена с меньшими потерями, искать возможности для развития даже в условиях, когда их, казалось бы, нет.

И ещё правда в том, что даже когда (оцените мой лексический выбор – настоящий пессимист написал бы «если») экономика восстановится, курс на сокращение социальных гарантий сохранится. Курс этот обусловлен не только внешнеполитическими причинами, но и демографическими. Доступная государственная медицина, качественное бесплатное образование, нестыдные пенсии… некому будет нам это всё обеспечивать. Сами, всё сами. Намекают нам на это и так уже слишком толсто.

Фото: Новосильцев Артур / Агентство «Москва» 
Фото: Новосильцев Артур / Агентство «Москва» 

И таки придётся как-то самим выгребать. Хотя пока и не очень понятно, как именно. Ведь осложняется всё ещё и тем, что у нас не очень-то развиты частные страховые программы. ДМС для физических лиц, для условных самозанятых и фрилансеров – как будто так себе история. Коммерческих пенсионных фондов нет, а все эти схемы типа ПДС – это игры наполовину с банками, наполовину опять с государством, а мы это уже проходили. От потери работы по-прежнему лучше защищают личные сбережения, чем предложения страховых компаний.

На что делать ставку в этих условиях? На инвестиции в своё профессиональное развитие, на поддержание здоровья с помощью профилактики. А в первую очередь – на социальные связи.

Люди – вот главное богатство. Человеческий капитал – вот что важно. Мы много про это слышали. Но мало кто правильно понял, о чём речь. Думать надо не о том, что огромную ценность мы представляем для государственной машины, что надо стараться быть хорошим винтиком в системе и нам воздастся. По-настоящему важно понимать, какой вклад мы вносим в общество. Малые модели общества – это семья, группы друзей и единомышленников. Понимаете, к чему клоню? Важно быть хорошими мужем/женой, матерью/отцом, сыном/дочерью, другом, коллегой, соседом. Важны общение и взаимопомощь.

Но и тут мы пока не особенно продвинулись. Скорее, наоборот. Словом года, по версии Кембриджского словаря, стало слово «парасоциальный» – понятие, описывающее полную противоположность живому человеческому взаимодействию. Увы, в 2025 году человечество ещё больше запуталось в нейросетях, ещё глубже погрузилось в одиночество.

Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»
Фото: Киселев Сергей / Агентство «Москва»

Я уже почти физически ощущаю, как читателю всё труднее сдерживаться, чтобы чем-нибудь меня через монитор не стукнуть. Надо написать что-то хорошее. Не вопрос! Когда-нибудь, может быть, совсем скоро мы, наконец, достигнем дна… и оттолкнёмся. И радостно всплывём…

Ладно, давайте без сарказма. Хорошее есть и сейчас. Это те самые люди. Люди, которые ещё не утратили понимания, что действительно ценно. Ищите их, а найдёте – берегите как самое дорогое сокровище. И нет, люди эти не попрятались, чтобы отыскать их, не надо ехать за тридевять земель. Они рядом. Оглянитесь – и вы увидите. Сделайте для них что-то хорошее. И они ответят тем же. И мир станет лучше, добрей и теплей. И добро это перейдёт в 2026-ый. Так что никаких итогов. Всё продолжается. А что именно продолжать, решаем мы сами.

Читайте также