А вы ходите в гости?

Как меняется культура гостеприимства в России

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

Фото: Александр Кряжев/РИА Новости

В каникулы люди традиционно ходят друг к другу в гости. Впрочем, так ли традиционно? О культуре гостеприимства пишут в последнее время очень много. И всё выглядит весьма противоречивым.

Стали ли мы собираться дома чаще? Или, наоборот, сидим по норкам поодиночке, выглядывая в большой мир только через цифровые окошки? А как на нас влияет экономика? Сообщают, что россияне стали меньше посещать кафе, музеи, театры… Значит ли это, что они перемещаются с друзьями и родными в гостиные? Или экономят теперь и на домашних посиделках тоже? И так ли по-разному социально активны представители разных поколений? Всё это, безусловно, очень интересно.

Исследование о том, как меняются практики гостеприимства, провёл в ушедшем году ВЦИОМ. Выяснилось, что в 2025 году бывали в гостях 77% россиян, а у себя принимали гостей 80% наших граждан. Много это или мало? Всё познаётся в сравнении. В 2020 году наши люди общались вживую активнее: 80% посещали родных и друзей сами, 86% встречали их у себя. А в 1992 году тот же ВЦИОМ насчитал только 9% совсем уж нелюдимых россиян. Получается, пока мы наблюдаем тенденцию снижения интереса к встречам в гостиных.

Однако многие эксперты отмечают, что уже в ближайшем времени люди могут начать чаще встречаться в домашней обстановке. Причина – скукоживающаяся экономика. Многим всё труднее собираться в кафе, театрах, на квизах и выставках – личные бюджеты, увы, всё чаще не выдерживают таких трат. Так, участники рынка общепита уже осенью 2025 года отметили снижение числа посетителей на 20–30%, в 2026 году ожидается сокращение ещё на 15–20%. В 2024 году почти на четверть упали продажи билетов в театры – люди как более бюджетный вариант стали выбирать кино. Но в 2025 году на 10% снизилось и число зрителей в кинотеатрах – люди всё больше экономят на любом досуге. Но значит ли это, что нас ждёт рассвет гостеприимства? Или траты на домашние чаепития тоже будут пересматриваться в негативном ключе?

Оптимисты считают, что люди всё же потянутся друг к другу. А ставку делают, между прочим, на зумеров. Вопреки стереотипам, что жизнь этого поколения проходит исключительно в виртуальном пространстве, двадцатилетние уже сейчас чаще всех остальных ходят в гости и встречают их у себя – 89 и 83%. Также достаточно активными в этом плане остаются миллениалы: 86% ходили в гости к друзьям и родственникам, 83% принимали гостей у себя. В старших возрастных группах наблюдается уже ощутимое снижение. Да, молодость – всегда молодость.

Но есть ещё нюансы. Перед Новым годом социологи поинтересовались у тех россиян, кто избегает гостей, о причинах их замкнутости. 44% сослались на то, что не обладают для этого подходящим пространством: у них тесно и неудобно. Что ж, в эпоху застраивания страны микроскопическими студиями, во времена, когда и каморки большинству уже недоступны, причём и в ипотеку на двадцать лет, даже и неудивительно. Но, опять-таки, дело не только в экономике. Есть и психологические моменты. Если почитать, как ещё объясняют наши соотечественники нежелание видеть гостей, становится совсем грустно. Люди признаются, что они стесняются отсутствия ремонта и устаревшей мебели, или у них нет сил наводить порядок, или им сложно готовить угощение и придумывать программу вечера. Как будто речь не о встречах с близкими, а о дипломатических приёмах.

Кажется, цифровизация на многих всё-таки повлияла. У некоторых произошло расщепление жизни надвое. Своего рода витриной стали социальные сети: там всё хорошо, благополучно, красиво, тогда как на самом деле всё может быть очень по-разному. И страдают не только те, кто участвует в параде тщеславия, каждый день выставляя на всеобщее обозрение «лучшую версию себя» и «свою лучшую жизнь», – мучаются молчаливые наблюдатели. Люди сопоставляют своё скромное бытие с чужими яркими картинками и понимают, что не дотягивают. Недостаток живого общения и наблюдений за жизнью без декораций способствует ещё большему снижению критичности и отдалению от реального мира. Грустно. Ведь так и рвутся социальные связи. Сначала людям просто немного неловко перед более удачливыми родственниками и друзьями, а потом они уже и поверить не могут, что кто-то способен их принять такими, какие они есть.

Впрочем, и тренд на лакировку действительности уходит в прошлое. Люди даже в интернете всё чаще стали показывать фото без фильтров, рассказывать о реальных трудностях. И особенно простодушные двадцатилетние. Они так вообще чуть что рыдают на камеру, объясняя, как им тяжело жить. Что ж, пусть и так. Да, кого-то жалобы и слёзы молодёжи раздражают, но если кто-то готов несчастных поддержать, а лучше – примчаться к ним и обнять, то и хорошо.

Да, наверное, как раньше уже не будет. Я ещё помню, как собирались на праздники мои родители, бабушки и дедушки. В тесные хрущёвки набивалось человек по сорок. Стульев не хватало – на табуретки укладывались доски. Столы приносили от соседей, и они (не столы, а соседи) тоже присоединялись к веселью. Были разговоры, танцы и песни. Женщины затягивали что-то про цветущую калину и кого-то, спустившегося с горочки, а мужчины спорили о политике, истории и экономике. Дети бегали, играли в прятки, тоже плясали. Было много шума и смеха. И вот эта эпоха ушла.

Нет, я не грущу. Во-первых, в ушедшем были и свои недостатки: нередко люди собирались лишь потому, что так принято, многое было подчинено чужим правилам или вовсе случаю. Во-вторых, на место старого всегда приходит новое. А новое – не значит хуже.

Пока мы, наверное, переживаем переходный период. Одни отказываются от общения, объясняя тем, что они не в ресурсе, забывая, что силы нам как раз дают близкие. Другие ищут новые форматы взаимодействия, когда важно не только собраться, поесть и выпить, но и интересно провести время: вместе налепить пельменей, провести день за настольными играми, устроить костюмированную вечеринку. В дома переносятся книжные клубы, кружки кинолюбителей, любительские шахматные турниры. Главное – нам всё ещё есть с кем встречаться, нам есть о чём говорить друг с другом и чем вместе заняться. И это не может не радовать.

Читайте также