Самозанятость не равно безответственность

Должны ли самозанятые вкладываться в социалку?

Фото:  Игорь Иванко/Коммерсантъ

Фото: Игорь Иванко/Коммерсантъ

Время поговорить о перспективах самозанятости. В этой сфере много перемен. Формат крутят-вертят, как будто ищут самый оптимальный режим. Есть риск, что не найдут и вообще всё прикроют. Или же специальный налоговый режим оставят, но сделают вовсе не таким привлекательным и удобным, как сейчас.

А самозанятость привлекательна и удобна. С этим глупо спорить. Не всем этот налоговый режим подходит, но для многих он идеален. Организация и отчётность просты до предела, налог минимален. Да, налог начисляется не на прибыль, а на выручку. Для тех, чьё дело требует серьёзных вложений, не вариант. Но для репетиторов, бухгалтеров, фотографов, консультантов по разным вопросам, не желающих работать по найму, это то, что доктор прописал. И компаниям многим удобно – такая экономия на взносах в соцфонды! Бизнес даже злоупотребляет и переводит в свободные художники тех, кто о свободе и не просит. Потребовалось законодательно ввести кучу новых ограничений, чтоб трудовые отношения не подменялись гражданско-правовыми. Хотя всё равно организации находят лазейки. И всё потому, повторюсь, что самозанятость – это легко, удобно, выгодно.

Но выгодно для бизнеса и для работников, которые сами выбрали специальный режим. А вот для общества в целом как-то не очень. Бюджету страны от самозанятости перепадает уж очень мало. А ведь самозанятым тоже придётся потом платить пенсии, они болеют, ходят в государственные поликлиники, рожают детей и в случае недостаточности дохода могут претендовать на пособия для детей. И вот государству хочется, чтобы свободные художники тоже проявляли чуть большую сознательность, больше делились. Желание очень понятное. Без иронии.

Пока государство предлагает самозанятым больше вкладывать в социалку на добровольных началах. Свободные работники уже давно могут делать ежегодные взносы на пенсию, а с января 2026 года появилась возможность отчислять в СФР и на больничные. Однако о будущей старости пока задумались лишь около 0,3% самозанятых – всего 53 тысячи работников из 15 миллионов, оформивших режим НПД, делали в 2025 году отчисления в СФР. Есть опасения, что с больничными будет так же.

Математика ведь очень проста. На пенсии нужно платить разом за год, в 2026 году минимальный взнос для самозанятых – 71 525 рублей. В обмен на это человек получает год стажа и меньше одного пенсионного балла. А один пенсионный балл прибавляет к будущей пенсии 156 рублей. И правда странно, почему это люди в большинстве своём не хотят обменивать 70 тысяч на 150 рублей. Да, конечно, во-первых, есть фиксированная часть пенсии. Во-вторых, стоимость баллов каждый год индексируется. В-третьих, с зарплат тех, кто работает по трудовому договору, при условии, что они работают не за МРОТ, удерживается ещё больше – причём раза в три, а получат они в будущем не факт что больше 30 тысяч. Но… Всё это как-то не убеждает. Потому что если можно не платить, то зачем заморачиваться? Вот работающие по найму не платить не могут, за них всё делает работодатель. А отрывать разово кровные 70 тысяч за возможность получить в будущем прожиточный минимум – так себе сделка, честно. И ведь даже тот минимум не гарантирован – кто там знает, что будет через условные двадцать лет.

С больничными, как я уже сказала, вероятно, история повторится. И опять на это указывает незатейливая калькуляция. Платить в СФР предлагается либо 1344, либо 1920 рублей. Право на выплаты страховой появится только через полгода. А потом за неделю болезни человек получит либо 5532, либо 8750 рублей. Нетрудно подсчитать, что, если откладывать те же 1300 или 2000 рублей на собственный накопительный счёт, за полгода на лекарства накопится всё-таки больше. И можно будет не тратить время на открытие больничного, если это какое-нибудь ОРВИ. Ну и зачем городить огород?

С точки зрения индивида, огород городить решительно незачем. Но с точки зрения общества, вопрос справедливого распределения социальных благ остаётся не просто нерешённым – он становится как никогда острым. Ведь, получается, социальные гарантии обеспечивают свободным художникам граждане, скучно работающие по утвержденному начальством графику. Иные самозанятые признавать этого не хотят, а отдельные уникумы даже заявляют, что это они всех кормят. Но это они зря, конечно. Все знают, что предельная сумма заработка на самозанятости 2,4 миллиона в год, то есть в среднем 200 тысяч в месяц, а 4% от них – это всего лишь 8000. Даже с того, кто работает за МРОТ, в казну идёт больше. Ведь речь идёт не о разнице между 4 и 13%. Помимо НДФЛ, со штатного работника удерживается 22% на пенсию, 5,1% на ОМС и 2,9% на страхование от временной нетрудоспособности.

Поэтому решать, конечно, что-то нужно. Но с умом. А не как у нас любят: закрутить гайки, приговаривая: «Не хотели по-хорошему, вот вам, получите». Плохих вариантов, собственно, два. Можно вообще всё отменить. И тогда народ опять массово уйдет в тень. А можно взвинтить налоговую ставку до каких-то неприличных размеров, оставив только одно преимущество самозанятости – свободу от начальства. Но и тогда понятно, что случится. Опять-таки народ уйдёт в тень. Поэтому так делать не надо.

Но и к ответственности работающих на себя россиян призвать стоит. Вот только следует сначала разобраться, кого и к какой. Например, у нас есть самозанятые пенсионеры. Они государству за жизнь налогами и взносами уже выплатили столько, что тянуть с них что-то ещё просто преступно. Есть трудящиеся, совмещающие разные налоговые режимы. Их тоже лучше не трогать: на одном месте у них идёт стаж, работодатель платит за них страховые взносы, а самозанятость – это лишь небольшая подработка. Есть те, кто полностью ушёл в свободное плавание, но уже заработал необходимые для начисления минимальной пенсии стаж и баллы, а здоровье поддерживает за собственные деньги в частных клиниках – едва ли повернется назвать таких товарищей безответственными. Есть люди, которые хоть и трудятся только как самозанятые, но зарабатывают такие крохи, что им просто не с чего платить взносы – выкручивать им руки грешно. В этом смысле нужно определить какой-то порог дохода, до которого ставка останется минимальной.

А вот тех, у кого ни стажа, ни совмещения, ни условного ДМС, а доход стремится к верхней границе, можно поставить перед выбором: либо они официально отказываются от бесплатной плановой медицины (экстренная пусть, конечно, останется) и от социальной пенсии в будущем, либо платят соответствующие взносы.

Нет, это не жестоко. Это справедливо. Мы живём в обществе. Общество строится на принципах взаимной поддержки. Каждый вносит свой вклад в его благополучие. Не проблема, когда кто-то не разжёг печь, не скинулся на пиццу, не помог накрыть на стол раз или два – у всех бывают непростые периоды в жизни. Но когда кто-то уклоняется от организации общего праздника, а потом веселится за троих, постоянно и сознательно паразитируя на других, – это не дело.

Читайте также