Сейчас подводят печальные итоги: погибли 8 человек, сотни потеряли дома, в пепел превратилось 83 тысячи 810 гектаров леса. Местные СМИ для пущего ужаса переводят эти цифры в футбольные поля: итого сгорело 117 тысяч 348 полей.
Пожары, которые вспыхнули сразу в нескольких местах, причём туристических, в самый разгар сезона, местные СМИ называли едва ли не самым страшным стихийным бедствием последних лет, появилась даже версия терактов. Впрочем, турецкие средства массовой информации всегда склонны к преувеличениям.
Популярные во всём мире актёры из турецких сериалов постили в соцсетях воззвания о помощи. Многие страны действительно прислали самолёты и вертолёты для тушения. Оппозиция критиковала власть за то, что та платит огромные деньги за российские самолёты, хотя в стране есть свои, и за много что ещё. А турецкая власть в лице Реджепа Эрдогана заявляла, что справляется с пожарами с завидным для всей планеты мастерством, обещала, что ни один турецкий гражданин не окажется в убытке от стихии и дарила жителям пострадавших районов чай. Это не шутка: Эрдоган приехал в горящий Бодрум на бронированном автомобиле с эскортом и кидал в толпу пакеты с чаем.
Одним словом, действительно страшная катастрофа, в которой пострадали и лишились крова сотни людей, погибли животные и леса, тысячи жителей остались на долгое время без электричества, воды и чистого воздуха, обернулась шоу. Это умение – мгновенно превращать трагедию в политический фарс – очень роднит наши страны. Только в Турции, где выборы реальны и власть и оппозиция вынуждены бороться за голоса избирателей, всё это происходит гораздо ярче.
28 июля появились первые сообщения о том, что огонь подошёл к городу Манавгат в провинции Анталия. Российские СМИ сообщали, что «горит Анталия», но на самом деле это было в 70 километрах от города, а от других популярных у россиян курортов (Кемера, например) и вовсе больше 100. Рядом с Манавгатом находится крупный туристический кластер Сиде, а неподалеку ещё более туристическая Аланья. Именно туда пошёл смог, несколько дней туристы и жители вытирали с балконов пепел и наблюдали дымку по утрам.
При этом отели, даже в Сиде, продолжали работать в обычном режиме (если считать нормальным фотографии с пляжа на фоне огня). В городе несколько дней были перебои с электричеством, но туристов всё это не коснулось. Об этом мэр Манавгата с гордостью заявил, за что был осуждён в турецких соцсетях как человек, который заботится только о своём бизнесе, связанном с туристами, а на жителей ему наплевать.
В последующие дни пожары вспыхнули под Бодрумом и Мармарисом.
Появились слухи, что это намеренные поджоги: якобы даже некая организация «Дети огня», близкая к Рабочей партии Курдистана, взяла на себя ответственность. Кто-то поверил, кто-то посчитал это провокацией, а истинной причиной пожаров уверенно называли алчность бизнесменов, связанных с властью, которые на месте выжженных лесов теперь построят отели. В области строительного бизнеса у нас происходят очень похожие процессы: самая, наверное, распространённая картинка в турецких соцсетях с надписью «Было до прихода AKP (партии Эрдогана) и после» – сочная зелень против серого бетона.
Надо понимать, что турецкое общество очень политизировано, любое событие здесь рассматривается с точки зрения «за или против власти». Та половина турецкого населения, которая традиционно голосует против правящей партии и Эрдогана, обвиняла власти в том, что те умышленно не используют для тушения пожаров свои самолёты, потому что они принадлежат организации, созданной Ататюрком ещё в 1925 году. Официальная версия – самолёты устарели и объём воды, которую они могут использовать, не соответствует стандартам. Другая же половина Турции отметила, что пострадавшие районы, в которых на последних выборах были выбраны мэры из оппозиции (например, та же Анталия), не получают должной помощи от государства.
На фоне пожаров началось и падение курса турецкой лиры: в Твиттере набирает популярность хештег #TayyipErdoğanİstifaET (Эрдогана в отставку).
Власти же, напротив, развернули информационную кампанию, доказывающую, что с их приходом всё стало зеленеть и колоситься. В телеграм-канале рейса (то есть вождя) Эрдогана появилась информация, что за всё время нахождения у власти правительство высадило 5 млрд 400 млн деревьев.
Эрдоган также пообещал, что до конца года в рамках кампании «Дыхание в будущее» власти высадят 252 млн саженцев деревьев – по три саженца на каждого гражданина страны.
На этом фоне всегда очень отличается искренняя реакция турецкого общества на национальные беды. На человеческом уровне турки действительно очень сплочённые и солидарные, несмотря на политические разногласия: сразу активизировались волонтёры, которые бросились тушить своими силами пожары, патрулировать леса и собирать вещи первой необходимости пострадавшим, кормить людей и лечить животных. Ещё одна очень яркая особенность турецкого общества – благодарность. Соцсети были полны не только проклятиями и криками о помощи, но и бесконечными «спасибо» пожарным, добровольцам, врачам и ветеринарам, а также берущим за душу фотографиями и видео защищающих свою деревню героических бабушек, молодых людей, организовавших полевой госпиталь для животных, мужчин и женщин, которые бросаются на огонь с бытовым огнетушителем, и очень романтичного деревенского жителя, который поит из ладони бабочку, чуть не сгоревшую в огне. Надо признать, что эстетика и эмоции в турецких соцсетях традиционно выше всяких похвал. Становится понятно, почему турецкие сериалы пользуются во всём мире такой популярностью.
Что же произошло на самом деле – сложно сказать: лесные пожары в Турции далеко не редкость. Это лето стало самым жарким за последние десять лет и беспрецедентно сухим: обычно при высокой температуре здесь очень большая влажность, во время пожаров же она упала до 5 процентов. Кроме того, о чём не особенно пишут в местных СМИ, с середины июля Турция праздновала Курбан-байрам, было почти две недели каникул, когда люди поехали отдыхать (это может объяснить географию пожаров в туристических места) и жечь традиционные мангалы (сейчас до конца августа они запрещены).
Турецкое управление лесного хозяйства опубликовало инфографику причин возникновения лесных пожаров за 2013–2020 годы: шесть случаев связаны с терроризмом, 56 случаев – от «пастушьего огня», 142 возгорания – от сигареты, 74 случая связаны с пикниками, 314 естественных возгораний, а причина половины случаев неизвестна вообще