Говорят, в школе нынче такой бардак, потому что воспитательная работа хромает. А работа такая хромает, потому что не справляются классные руководители. А руководители не справляются, потому что они ещё и как предметники на две ставки пашут. И вот предложили их от такой каторги освободить. Предложили классное руководство вывести в отдельную область, несовместимую ни с какой другой педагогической деятельностью. Отличная инициатива. Осуществимая ли – другой вопрос.
Идея принадлежит вице-спикеру Госдумы Борису Чернышову. Он предложил полностью освободить классных руководителей от предметной нагрузки, а чтобы всё совсем было по-новому и ничего не напоминало о грустном прошлом, ещё и саму должность переименовать. Депутат считает, что специалистов по воспитательной работе правильнее называть наставниками. По словам Чернышова, всё рабочее время наставников должно быть посвящено работе с учениками и их родителями, мониторингу психологического состояния школьников, профилактике травли, взаимодействию со школьными психологами и социальными педагогами, организации внеурочных мероприятий. Все эти задачи требуют и большого количества времени, и сосредоточенности, и определённых навыков, которые тоже нужно постоянно, как сейчас говорят, прокачивать – спорить тут не с чем. Разделение воспитательной и предметной работы необходимо. Удивительно другое: что разделения такого до сих пор не случилось.
Хотя ведь логично, что ни у математика, который за день проводит по шесть уроков, потом сидит с отстающими, потом проверяет стопки тетрадей, ни у учителя рисования, который часто ещё и кружки ведёт, ни у информатика, который нередко совмещает предметную работу с работой школьного сисадмина, не остаётся сил на создание какого-то там психологического климата в классе, на разруливание конфликтов среди подростков, на содержательную коммуникацию с родителями.
И шесть уроков-то для педагога – не норма, и совмещение административной работы с урочной – тоже. А тут ещё и классное руководство со всеми вытекающими. С ведением детей из проблемных семей. С дополнительными часами на «разговоры» и «горизонты». И ещё надо то фотосессию организовать, то психологическое тестирование подготовить, то на медосмотр коллективно выехать, то родительское собрание провести, то экскурсию, мастер-класс или квест устроить для сплочения коллектива. А ещё Маша залила чернилами Петину рубашку, а потом у неё пропал телефон. Вася одолжил у соседа учебник, не вернул, но не хочет компенсировать ущерб. Оля и Вероника поругались в чате. Олег и Миша вообще-то друзья, но вдруг устроили потасовку на физкультуре: теперь у одного вывих пальца, а у второго разбит нос – родители обоих рвут и мечут. Тут каждого только выслушай – уже день пройдёт. А ведь надо ещё что-то сделать.
