Пока чиновники рассказывают, как успешно страна борется с теневой занятостью, россияне демонстрируют невероятную терпимость к зарплатам в конвертах. Каждый третий готов трудиться либо вовсе без оформления, либо по серым схемам.
Вот свежие данные от сервиса SuperJob. 33% не имеют ничего против неофициального трудоустройства или же работы за условный МРОТ с премией в конверте. Чаще на такие схемы соглашаются мужчины (40%), граждане старше 45 лет (36%) и люди со средним образованием (37%). Очень любопытно узнать о причинах такой лояльности к нарушениям в сфере труда. Но самыми интересными вопросами социологи почему-то не задаются. А ведь варианты возможны самые разные. Одно дело, когда люди соглашаются работать вчёрную от отчаяния, потому что не могут найти ничего приличного в легальном секторе. И другое – когда граждане сами ищут возможность не светить доходы государству. Было бы неплохо понимать, каких ситуаций больше. От этого зависит, с какой вообще стороны следует подходить к проблеме.
Хотя, пожалуй, подход нужен комплексный. Необходимо и просвещение обывателя, и контроль организаций, и создание экономических условий, чтобы уклонению от налогов и соцвзносов было невыгодно никому.
Фото: Агентство «Москва»Людей, которые сами выбирают не платить лишнего, немало. И это не только маргиналы вроде алиментщиков, не желающих содержать своих детей, и совсем пропащих граждан, понабравших займов в десятках микрофинансовых организаций. Есть и матери семейств, которым заниженный доход необходим для того, чтобы не слететь с пособий. Можно их, конечно, заклеймить. Но если у женщины, которая, например, одна воспитывает двоих детей, стоит выбор между неполными 50 тысячами рублей вбелую с утратой пособий и 60 тысячами в конверте с сохранением господдержки, то я скажу, что не так что-то с нашей социалкой и экономикой, а не с этой несчастной.
Впрочем, гораздо чаще, как видно из результатов исследования, оставаться в тени предпочитают мужчины. В том числе семейные. Да, порой это не самые примерные мужья и отцы. Но и не совсем безнадёжные. Скорее недальновидные. Работу за нал они выбирают, чтобы больше принести в семью. Но вот незадача: лишая себя гарантий, они часто теряют и обещанные работодателем деньги. А теряя раз за разом деньги, можно потерять и семью. Да-да, не только пенсию в далёком будущем или возможность получить кредит на более выгодных условиях, а семью и детей. Многие мужчины жалуются, что детей после развода оставляют в основном с матерями. А копни глубже – какой-нибудь жаждущий совместной опеки отец-молодец работает за 27 тысяч рублей. Обманул сам себя.
Конечно, и к работодателям вопросы. Они-то почему уклоняются от социальных обязательств? Но, опять-таки, все по разным причинам. Одному владельцу заводов, газет и пароходов на яхту не хватает, а другой, что шиномонтажку держит в спальном районе, сам ходит в драных штанах. Тот второй просто задушен налогами. Вот нанимает он человека, работа физическая, тяжёлая, платить надо нормально. А сколько? Ну пусть для ровного счёта будет сотня до вычета НДФЛ. На эту сотню ещё тридцатку надо заплатить в соцфонд. Это уже 130 тысяч, значит. А работник на руки получит 87 – для семейного человека немного. Получая неполные 90, работник будет активно посматривать на сторону. Понятно, что у работодателя велик соблазн предложить сотруднику сотню налом или МРОТ по ведомости, остальное – в конверте.
Фото: Кардашов Антон / Агентство «Москва»Может, такие предприниматели и нехорошие люди, неправильно ведут бизнес и всё такое. А может, и социальная нагрузка немаленькая. Вот НДФЛ сделали прогрессивным – отлично. Но почему только в одну сторону – в сторону увеличения? А не рассмотреть ли возможность ввести минималку, не облагаемую подоходным налогом? Во многих странах такое практикуется.
Или, например, пенсионные отчисления. Почему 22%? Средняя пенсия в России – 25 тысяч рублей, а средняя зарплата в стране, если верить Росстату, 96 тысяч. Получается, среднестатистический работник ежемесячно пополняет пенсионную кубышку на 21 тысячу. Работающих у нас пока, слава Богу, больше, чем пенсионеров, почти в два раза. И вот куда что девается? Ладно, многие уклоняются от соцвзносов. У нас в тени, по разным оценкам, 9–10 миллионов граждан. Есть ещё 15 миллионов самозанятых, половина из них совмещают НПД с работой по найму, другая половина в пополнении СФР не участвует. Домохозяйки есть, но их около 1,5 миллиона. Как ни крути, всё равно недоимка ощущается.
Или кто-то врёт о средней зарплате? Не может быть! Но ведь с меньших зарплат отрывать 22% ещё преступнее. О будущем думать, безусловно, надо, но до него ещё дожить хочется. И если получаешь не среднюю зарплату, а медианную, – это задача со звёздочкой.
И вот предложение. А что если пенсионные взносы сократить до 10–12%? Пусть будут повышающие коэффициенты, но минималка такая. Как в Австралии, Новой Зеландии (да даже в Европе редко где отчисляют на пенсии больше 18–20%, а пенсии всё же не 300 евро). Может, тогда и желающих платить будет больше? В том числе самозанятые подтянутся. Или государство научится эффективно использовать то, что есть?
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»А ФОМС? Да, в него уходит немного. Всего-то 5% с номинальной зарплаты. Но, опять-таки, с 96 тысяч это почти 5 тысяч, а в год – 60. А за 60, между прочим, ДМС можно оформить. Не расширенный пакет, конечно. Но ведь и то, что получают сегодня наши люди от государственной медицины, даже минималкой назвать нельзя.
У нас же сейчас налоговая нагрузка только увеличивается. И на бизнес, и в конечном счёте на отдельных граждан. НДС повышают, новые сборы вводят. Результат мы видим. Всё чаще в мелких магазинах, кафе, фотосалонах, парикмахерских просят оплату наличкой. Всё больше организаций вообще закрываются. Ну и граждане тоже делают выводы. Динамика настроений тоже весьма красноречива. Ещё в сентябре 2025 года согласных работать всерую было 30%, год назад – 28%. А теперь вот 33%. И дальше может быть хуже.
Власть это, судя по всему, понимает. И чиновники придумывают всё новые меры по противодействию теневой экономике. Налоговая служба тщательнее проверяет доходы и расходы граждан. Специальные межведомственные комиссии создаются. Роструд устраивает внеплановые проверки предприятий. Открываются реестры недобросовестных работодателей. Но и бизнес, и люди проявляют всё большую изобретательность в уклонении от налогов. И, кажется, победителей в этой войне не будет.
