Сегодняшний день может быть признан нежелательным, запрещён на территории РФ, а ещё внесён в реестр праздников для иностранных агентов.
Пятимесячный сериал по внесению СМИ и отдельных журналистов в список иноагентов (с угрозой превратиться в сотрудников нежелательных организаций) внушает уверенность, что закроют всех, кого захотят. Что остаётся делать, когда на тебя напирает государственная машина? Она сама устанавливает правила игры и сама же их нарушает, она ведёт диалог не с тобой, а с неким воображаемым коллективным Западом, рассказывая, что отпечаток на асфальте, который завтра от тебя останется, – это симметричная чему-то там мера.
На фоне этой государственной машины и сегодняшний флешмоб, и опубликованные коллективные заявления, и прошедшие пикеты выглядят несерьёзными, несоразмерными, бесполезными. Когда ваш оппонент любое ваше действие может объявить незаконным и (ради соблюдения законности!) даже принять в течение дня соответствующий закон, а вы ничего такого не можете, диалог по определению невозможен.
В чём же тогда смысл сегодняшней акции? Он прежде всего в тех отношениях, которые сделали её возможной.
В России любое объединение граждан ради решения проблемы – это почти всегда из ряда вон выходящее событие. Но даже эпизодические краткосрочные объединения имели ощутимый долгосрочный эффект. Хорошо скоординированные протесты автомобилистов в 2009 году против двукратного повышения транспортного налога привели к отмене уже принятого Госдумой закона. Протесты пенсионеров против закона о монетизации льгот привели к кардинальному пересмотру этого закона и появлению не предусмотренной ранее альтернативы – сохранить льготы в полном объёме. На фоне гражданских протестов 2012 года были приняты два закона: об упрощении порядка регистрации политической партии и о возвращении выборов губернаторов. Из стихийного объединения на митингах родились объединения наблюдателей на выборах и гражданских активистов, помогавших независимым кандидатам на муниципальных выборах в Москве. Результат: уровень фальсификаций на выборах в Москве с 2012 года – самый низкий по стране, а на выборах 2017 года в столичные муниципальные советы прошло несколько сотен независимых депутатов.
К чему все эти воспоминания? А к тому, что сегодняшняя акция – это не просто одинаковые «плашки» на нескольких десятках сайтов. Это несколько сотен журналистов, которые готовы, объединившись, что-то вместе делать. Это очень вдохновляет, но есть один нюанс: делать вместе что-то без участия своей аудитории – значит расписаться в собственной ненужности. Если борьба за свободу СМИ – это корпоративное дело журналистского цеха, то кому нужна эта свобода? Если главные читатели независимых СМИ – это сотрудники ФСБ и отдела расследований RT, то к чему весь сыр-бор?
Поэтому смысла у сегодняшней акции как минимум два: взяться за руки с близкими по духу и посмотреть в глаза своей аудитории.