Время великой и тотальной трансляции свалилось на нас неожиданно, как проверочный диктант по русскому языку первым уроком. Если когда-то образ мысли, жизни и смерти нам навязывала литературная форма, театр, живопись, то сегодня с этой ролью отлично справляется все, что можно смотреть, читать и видеть. Некоторое время назад я попробовала рассмотреть роль женщины в жанре рекламы. Сегодня пройдёмся по загорелому идеальному и начисто выбритому образу мужчины в масс-медиа. За мной, телезритель!
Мужчина и бритва
Тут все так скучно, что даже зевать лень. В рекламе бритвенных станков снимаются пацанчики средних лет, у которых утром всегда один и тот же ритуал: смотрит в зеркало и видит щетину. При этом делает такой вид, что щетина эта появилась вот именно сейчас, на глазах у честных зубных щеток и полотенец. Потом он берет бритву – хрясь! И нет щетины. Почему-то как только он заканчивает с бритвой, то сразу начинает с девушкой обниматься и она его еще по щеке так рукой проводит, чтобы все телезрители понимали: это вам не то что это, это начисто выбритая щека, по которой и голой ладонью провести можно и занозу не посадить! Этот образ, как мне думается, тяготеет к архетипу всех щеглов и данди лондонских из классической литературы. Мужчину с бритвенным станком волнует только гладкость щек точно так же, как Онегина волновала длина его ногтей или Печорина чистота перчаток.
Мужчина и майонез
Женщина не ест майонез. Потому что это совсем не можно современной тонкой звонкой женщине есть чистый жир из пакета. Но есть те, которые едят: либо вместе с шубой и селедкой раз в год, либо в малобюджетной семье 35+, либо беременная. Но мужчина майонез употребляет! И женщина этим пользуется, когда оставляет его одного с детьми. Здесь майонез наделяется духом рачительной хозяйки: дорогой, ешь эту субстанцию, она же из отборных (sic!) яиц счастливых куриц и в целом натуральная. Ешь его и детей накорми. Тут получается такая история: если мужчина не знает, что делать вечером с детьми, он ест майонез и кормит им детей. И все думают, что мама дома и тепло, и забота, и вечер как-то скрасился. Такие мужчины очень милы и бесполезны. Они способны рефлексировать, могут уложить всех спать, а потом будут ждать жену. Уютные, милые, добрые мужчины с майонезом могут спасти мир. Они, наверное, на цыпочках вышли из-под пера Гончарова и расплодились на сотни маленьких Обломовых и попали в прайм-тайм, аккурат между новостями и сериалом.
Мужчина и прокладки
Если женщина чувствует неуверенность, не может скатиться по поручням вниз, не носит белое, не танцует, не хочет садиться за столик в летнем кафе, то мужчина такой женщине в конце рекламного ролика не улыбнется и не подмигнет. А если она выбрала правильные прокладки, то и ветер ей игриво юбку приподнимет, и мужчина в свитере подарит заинтересованную улыбку. Потому что прокладки дарят уверенность, легкость и свежесть, как салат. Милые женщины! Используйте майонез, купите бритву, не обходите стороной прокладки и ждите: мужчина позвонит в дверь сам. Но при этом вы всегда должны быть хороши собой, понимаете? С небритыми ногами, с неудачной укладкой и с полным отсутствием чувства собственного достоинства к вам приедет только тётя Ася или крошка Сорти.
Мужчина и проценты
В банках сидят серьезные и в основном симпатичные менеджеры со средним и высшим образованием. За их спинами висят не менее симпатичные мужчины идиоты, которые всегда рады. Они рады процентной ставке по кредиту, рады получить мифический бонус за мифические покупки, их просто разрывает от счастья, что они могут оплатить все свои покупки в любом уголке земли с помощью банковской карты. Такие мужчины хорошо причесаны, у них хороший стоматолог или фотошоп, одеты они в скучный джемпер и брюки на ремне. Даже не знаю, с кем из литературных персонажей можно провести параллель. Хорошо, что ни с кем.
Мужчина многогранен и разносторонен, как параллелограмм. Интересен, умён, удивителен. Но российская реклама выдает его странным образом, надо сказать. Интересно, отчего складывается такой образ? Почему он так унижен и превращен в один короткий фарс – полагаю, происходит такая метаморфоза по святым законам рекламного жанра.