Наступила осень, и в деканатах появилось много уже забытых лиц. Студенты, которые весь прошедший семестр, мягко говоря, не злоупотребляли посещением лекций и семинаров, начали сдавать накопившиеся академические задолженности. Увы, это стало обычной вузовской практикой, можно даже сказать, традицией. А так как среди старшекурсников работает большинство, то аудитории во время лекций часто оказываются полупустыми. Зато у преподавателей сейчас горячая пора: они принимают рефераты, контрольные и курсовые, которые студентам нужно было сдать ещё весной.
Немного цифр
По информации Центра внутреннего мониторинга Высшей школы экономики (ВШЭ), среди выпускников ВШЭ, окончивших вуз в 2020 году, 47% будучи студентами работали полный день (по 8 часов), 36% – неполный день, 25% – лишь периодически подрабатывали (нерегулярные приработки), и только 11% выпускников во время обучения не работали ни на одном из курсов. 74% выпускников 2020 года сообщили, что на момент окончания университета у них была оплачиваемая работа. Основные сферы занятости студентов ВШЭ – работа по найму в бизнесе (42%), фриланс (38%) и научно-образовательная деятельность (23%). Кроме того, 6% респондентов отвечали, что являются предпринимателями, также 6% заявили, что работают в СМИ, 3% – в органах госуправления, 2% – в общественных и политических организациях. Судя по цифрам, часть респондентов меняла сферу деятельности, либо работала параллельно в нескольких местах. Вероятно, похожая ситуация наблюдается в большинстве вузов, и не только столичных.
Таким образом, работающий студент – это сегодняшняя реальность, которая объективно существует и с которой необходимо считаться. Как к этому явлению относится администрация вузов? В разных вузах по-разному. Один вариант – закрывает на всё глаза, другой – разрешает работать только старшекурсникам, а на младших курсах жестко контролирует посещаемость. Существует некий промежуточный вариант, когда деканаты, страхуя себя, разрешают свободное посещение лекций только для студентов, работающих по специальности. Обзавестись подобной справкой студенту, как правило, труда не составляет. Работает студентка официанткой в хинкальной, но в деканате в её личном деле лежит справка о том, что она является ни много ни мало главным экономистом научно-инновационного предприятия «Прогресс».
Работающий студент: плюсы и минусы
С позиций вуза трудовая деятельность студента во время учёбы несёт в себе и что-то безусловно полезное, и определенный негатив, с которым вузовскому начальству и преподавателям мириться сложно. Начнём с плюсов. Во-первых, если студент действительно работает по специальности, то он приобретает реальный практический опыт, который несопоставим по значимости с учебными и производственными практиками, входящими в учебный план образовательной организации. Повторимся, это только в том случае, если его место работы совпадает с профилем обучения в вузе. К сожалению, часто студенты работают курьерами, официантами, администраторами в общепите. Будущий инженер или юрист на таких работах необходимый производственный опыт вряд ли приобретет. Во-вторых, в процессе трудовой деятельности формируется комплекс soft skills – умение планировать собственное время, управлять эмоциями, навыки работы в команде и многие другие так называемые «мягкие навыки». В университете их приобрести сложно.
Наконец, если к окончанию учебы студент имеет постоянное место работы, у вуза нет головной боли с его трудоустройством. Теперь о минусах. Скажем откровенно: если студент серьёзно работает, то учёба в вузе для него становится чем-то вторичным, нарушается непрерывность образовательного процесса. Как образно выразилась одна из моих коллег, «раньше учились, подрабатывая, сейчас работают, подучиваясь». Кроме того, работающие студенты, как правило, не соблюдают сроки экзаменационных сессий и регулярно имеют академические задолженности, тем более, что ныне с долгами в вузе можно «жить» достаточно долго. И ещё одна проблема, связанная чаще всего с работающими студентами, – именно они чаще всего являются основными потребителями рефератов, курсовиков и выпускных квалификационных работ, выполняемых на заказ. И дело даже не в том, что они не готовы написать эти работы. Часто тратить время на эти «школярские дела» просто экономически не выгодно – дешевле купить.
А что обо всём этом думают преподаватели
Как обычно, здесь можно встретить два противоположных подхода. И здесь я процитирую коллег. Классическая позиция: «Как преподавателя вуза, меня волнует знание предмета. Если студент работает, значит, он, чаще всего, самостоятельно изучает предмет. Но это бывает очень редко, скорее, это исключение из правил». Позиция «нового времени»: «Работа студента даже не по специальности – это социализация и получение опыта коммуникаций. Он гораздо важней профессиональных компетенций». От себя замечу: ныне на многих направлениях бакалавриата федеральные государственные образовательные стандарты заочное обучение не разрешают, при этом работающие студенты – очники постигают науки, по сути, в режиме заочного образования. Это ведь не запрещено! Кроме того, значительная часть педагогического профессионального сообщества категорически отвергает проведение лекционных занятий в вузах в дистанционном режиме, настаивая исключительно на традиционном формате лекций. Коллеги не хотят замечать, что студентов на их лекциях становится всё меньше.