Поэтому все основное действо проходи в ночь перед праздником – считается, что именно в эту ночь раз в год двери Преисподней открываются настежь, выпуская в наш мир души тех умерших, которые не нашли успокоения в раю. Накануне этого праздника душам мертвых разрешается хулиганить и вообще делать абсолютно все. Поэтому люди должны в этот день надевать маски страшных существ, чтобы отпугивать от себя духов мертвых.
Вот такой веселый праздник.
Хэллоуин в Великобритании и США
Современный западный Хэллоуин восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии, отмечавших в конце октября праздник урожая – Самхайн (или Самайан). Большую роль в языческом мировосприятии уделялось тыкве – овощу, который считался символом Солнца и даром богов. Тыкву можно было хранить круглый год – она не портилась, и ее всегда можно было есть свежей. Именно тыква – до прихода картофеля из Нового Света – считалась едой бедняков, которая есть в каждом доме. Вспомним, какую роль играла тыква в германском народном эпосе – например, в сказке Шарля Перро «Золушка» именно из тыквы сделана мистическая карета, переносящая Золушку из обычного мира в сказочный дворец. И именно угроза превращения кареты в тыкву заставляет Золушку торопиться, как и души мертвых торопятся успеть покинуть наш мир на Хэллоуин до восхода солнца.
В США этот древний эпос был трансформирован в иную сказку: тыква в форме человеческой головы стала путеводным фонарем из мира мертвых для некоего кузнеца и выпивохи Джека. Дескать, однажды Джек предложил властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире. Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил Дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке – «у Христа за пазухой». И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, Дьявол уговорил Джека освободить его, пообещав взамен не претендовать на его душу. И вот, после смерти Джека его не пустили ни в рай, ни в ад, ни в чистилище, а чтобы Джек нашел бы дорогу их мира мертвых в наш мир, дьявол вручил ему кусочек угля из адского костра, который Джек поместил внутрь фонаря-тыквы, вырезанной в форме ухмыляющегося дьявольского черепа.
Хэллоуин в Древнем Риме
В древнем Риме Хэллоуин отмечался трижды - 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами.
Отец семейства вставал в полночь, зажигал глиняный фонарь в форме человеческой головы и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через плечо, повторяя заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.
Хэллоуин у индейцев
Каждый год все индейцы Южной и латинской Америк в ночь между 1 и 2 ноября отмечают День Мертвых – по народному поверью, в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов — цомпантли. Поэтому в этот день индейские хозяйки пекут сладкие торты в виде черепов, которые затем они приносят на могилы предков. По поводу же западного Хэллоуина с тыквой вместо традиционного индейского сладкого черепа в Мексике идут ожесточенные дебаты – часть консервативно настроенных политиков призывает официально запретить чужеродный для них американский праздник, развращающий умы мексиканской молодежи.
Хэллоуин на Руси
В Древней Руси отмечали сразу два Хэллоуина: один – для своих (то есть, добрых) мертвых, другой – для всех остальных.
«Хороший» Хэллоуин отмечали накануне Пасхи – это был день «Навьих проводов», согласно которому в канун Пасхи Господь открывает ворота рая и выпускает в мир души умерших, чтобы они могли посетить свои дома и отметить свою Пасху.
А вот двери Преисподней открывались в ночь перед праздником Ивана Купалы (то есть, Иоанна Крестителя), когда во всех русских селах зажигались специальные очищающие костры, в центре которых возвышался шест с насаженным колесом – символом солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра, вокруг костра водили хороводы, плясали, пели купальские песни, а когда шест с колесом догорал, через костер прыгали – считалось, что злые духи не смогут прыгнуть через огонь за человеком. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор, а также пекли круглые булки – колобки.
Хэллоуин в Азии
Хэллоуин в Индии называется Дивали, или Дипавали. Главный атрибут этого праздника везде один – древний масляный светильник из глины, именуемый "диа" или "дипа". От него и получил свое название Дивали, или Дипавали (Дипа –огонь). Индийский Хэллоуин – один из древнейших праздников мира, который отмечается 26 октября вот уже более 7 000 лет. Причем не только в Индии, но и за ее пределами – в Японии, Шри-Ланке, Маврикии, Таиланде, Непале, Мьянме (Бирма). Отголоском старинного арабского Хэллоуина является и исламский праздник Ид уль-фитр – это единственный день в году, когда у правоверных принято навещать кладбища, поминая усопших, читать над могилами отрывки из Священного Корана и просить Всевышнего об облегчении их участи.
Стоит ли отмечать Хэллоуин христианину?
Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове:
Известно, что никакое рукопожатие противнику рода человеческого так просто для человека не проходит. И даже вроде бы «невинно», безо всякой специальной мысли отмечая такие праздники, покупая тыквы с вырезанными глазами, устраивая пляски в костюмах ведьм, вампиров и прочей нечисти, на самом деле люди участвуют в языческом действе.
Зам. главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества священник Роман Богдасаров:
Естественная красота человеческого лица – это замысел Божий о венце Своего творения. Не случайно слово «косметика» имеет в своем корне название красоты по-гречески. Искажение этой красоты с помощью масок, изображающих звероподобных и демонических существ, не может не наложить отпечаток на эмоциональное состояние человека, не может не затронуть его душу.
Священник Кирилл Горбунов, директор Информационной службы римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве:
Хэллоуин, не будучи, естественно, никаким церковным католическим праздником, напоминает о немаловажной вещи: о том, что нас окружают незримые силы, в том числе и такие, что искушают человека, пытаются ему повредить. Но Божьей помощью мы можем победить их и даже посмеяться над ними. Ведь мы знаем, что во Христе все бесовские, демонические силы уже потерпели поражение. И эта идея Хэллоуина активно используется Католической Церковью в катехизических целях. Если после этого светского фестиваля приходят в храм и молятся о торжестве Бога и царства святых, – в этом, безусловно, есть глубокий смысл.
Отдельный вопрос – может ли христианин надевать на себя маску, личину злой силы? Традиционно, например, в Рождество устраиваются мистерии, в которых кому-то из участников порой приходится изображать злых духов – ведь они тоже играют свою роль в истории спасения. Люди, которым выпадает задача предстать на несколько минут в подобных ролях, признаются, что, благодаря этому они начинают глубже понимать трагедию греха и величие милосердия Божия, необратимость победы Бога над силами зла.