С начала 2000-х годов мировое сообщество стало подозревать, что Иран тайно ведет работы по созданию ядерного оружия. Первыми забили тревогу американцы, президент США Джордж Буш в 2002 году даже причислил Иран к странам «оси зла» и попытался добиться его международной изоляции. Опасения американцев частично подтвердились в 2003 году: инспекторы МАГАТЭ (Международного агентства по атомной энергии) обнаружили в Иране центрифуги для обогащения урана. Вскоре власти Ирана официально объявили о начале широкомасштабной переработки урановой руды. В то, что это «мирный атом» для нужд атомных электростанций, мало кто поверил. Да и сам Иран как бы намеренно провоцировал мировое сообщество: руководство страны упорно отказывалось пустить на объекты международных инспекторов. В результате в 2006 году ООН принимает решение о санкциях. Официально всем странам мира запрещалось поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ Ирана. Фактически это означало полную изоляцию страны и запрет на любые деловые отношения с Тегераном. Нарушители этого правила тоже попадали под санкции.
Почему сегодня санкции сняли?
Санкции серьезно сдерживали развитие экономики Ирана. Продержавшись 9 лет, Иран решил отказаться от позы оскорбленного достоинства и выполнить требования МАГАТЭ. В обмен на снятие финансовых ограничений Тегеран отказывается развивать ядерную программу и предоставляет ООН доступ к объектам, в том числе военным, которые могут быть подозрительными. Соглашение было достигнуто в июле 2015-го, и уже через полгода за пределы Ирана был вывезен весь объем обогащенного урана, предусмотренный договором. Надо заметить, что снята лишь часть санкций: запрет со стороны ЕС и США на импорт иранских товаров и экспорт товаров и услуг в Иран по-прежнему в силе. Кроме того, США дополнительно ввели пакет санкций, связанных с программой Ирана по испытанию баллистических ракет.
Чем обернется возвращение Ирана на нефтяной рынок?
Хотя Россия все это время, несмотря на санкции, пыталась «дружить» с Ираном, его выход из изоляции сегодня Москве крайне невыгоден. В первый же рабочий день после снятия ограничений, 18 января, Тегеран собирается отправить из страны партию танкеров с сырой нефтью, а в течение ближайших недель нарастить ее экспорт до 500 тысяч баррелей в сутки. Избыток нефти на мировом рынке уже привел к рекордному падению цены на нее в последний год. Появление еще одного поставщика дешевой нефти (а в Иране себестоимость добычи значительно ниже, чем в России) еще больше усугубит ситуацию. Правда, теперь Москва сможет продавать Ирану оружие, но это смешная компенсация. Есть еще одно досадное обстоятельство: когда запрет на деловые контакты с Ираном снят, Россия теряет статус единственного «друга-посредника», отстаивавшего (насколько позволяли санкции) интересы Тегерана перед странами Запада.
Что значит Иран для России?
Как бы то ни было, Кремль будет усиленно демонстрировать свою радость по поводу выхода Ирана из изоляции, ведь это один из главных союзников режима Башара Асада в Сирии, а значит, и союзник Москвы в сирийском конфликте. Большинство других арабских государств Ближнего Востока разделяют позицию Запада и настороженно относятся к присутствию России в Сирии.