У одних майские праздники ассоциируются с пикником и первыми шашлыками на открытом воздухе, у других — с празднествами в парках культуры, а у третьих — с посадкой картошки, редиса и моркови. Последнюю группу мы, умиляясь, когда видим первый урожай по осени, и, нервничая, когда сталкиваемся с ними в общественном транспорте, называем дачники. Однако это понятие включает в себя и садоводов-огородников и тех, кто приезжает на участок, чтобы дух перевести.
Дача, да не выдача
Историк-краевед Александр Спивак объясняет, сам термин происходит от слова «дача в поместье», ведь изначально, в веке этак XVI земельные наделы выдавали за хорошую службу. Однако когда случилась трансформация понятия, доподлинно не зафиксировано. Ясно одно — это место загородного отдыха, а сейчас зачастую и жизни.
Массовое распространение дачи получают в XIX веке. Это связано, в первую очередь, с самой крупной земельной реформой 1861 года. Именно тогда дачные наделы практически вытеснили до сих пор масштабную усадебную культуру, что прослеживается в то ли комедии, то ли трагедии (каждым поколением эта пьеса воспринимается по-своему) Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». Именно под дачные участки и вырубали деревья вишни.
Одни историки считают, что с приходом на землю «людей дела» усадебная культура умерла. Другие уверены, что дачные поселки стали логичным ее продолжением. Как бы там ни было, но на месте шикарных полей, лесов и прудов, появились дома по одинаковым проектам, а также земельные наделы, которые могли себе позволить купцы.
«Я здесь не вижу разделения, наоборот, — преемственность. Конечно, это был большой удар по усадьбам, потому что тех, кто мог их содержать, было крайне мало: сановники, либо люди, владеющие промышленными экономиями. Поскольку усадьба была прибыльна за счет практически дармового крепостного труда, после реформы 1861 года стала убыточной», — отмечает историк-краевед Александр Спивак.
Сегодня дачей мы называем любой загородный дом. Чаше всего приобретенный на собственные средства по собственному желанию. Правда, откуда оно это самое желание берется — мало кто задумывается. Говорим, хочется тишины, покоя и отдыха от городской суеты. В свою очередь наши предки бежали на лето за пределы того, что мы называем третьим кольцом, совсем не от шума, а от зловония. Вероятно, привычка записалась в наш генетический код.
«Идея проведения летнего времени на даче исходит еще с царских времен. Вспомним хотя бы зимний дворец в Санкт-Петербурге. Он находится в самом центре города, в отличие от летнего, который неслучайно выстроен в пригороде. Многие не представляют средневековый город или даже город нового времени — это вонь. Летом все начинало испаряться, дышать было нечем, поскольку канализационная система сильно отличалась от современной. Поэтому летом все валом валили на дачу», — комментирует подсознательную привычку горожан Александр Спивак.
Дачник — огородник или философ
Интересно, что и тогда дачники были совсем другими. Чтобы показать их образ, в 2019 году в читальном зале московского Дома Гоголя организовали выставку «Дачная идиллия». В экспозицию вошли произведения русских классиков (ведь дача, все же исключительно русское явление), старые фотографии, на которых местные жители еще чай в самоваре заваривали, и даже ноты. Примечательно, что дачников объединяла не только земля, но и общие интересы. Причем, в каждом поселке они были свои, в зависимости от территории расположения и окружающей общественности.
Александр Спивак объясняет это тем, что общность дачников не центрирована, то есть садоводы на севере сильно отличались от тех, кто владел загородным домом на юге. Дело в том, что они кооперировались вокруг местных жителей, перенимая их увлечения и стиль жизни. Впрочем, похожие черты у дачников XIX – XX веков все же прослеживались.
«Общим у них было мировосприятие, потому что город — это обязанность, а дача — отдых, отсутствие ограничений, которые существуют в городской жизни и накладывают особый отпечаток. В общем, это простор, свобода и приятное окружение. Разговоры о смысле жизни, самовары, размеренный распорядок дня — все это свойственно дачному пространству. Однако все же объединять дачников конца 19 века и современных не стоит. Ведь раньше на дачах никто картошку не сажал и заготовки не делал. Единственное, варили варенье. Но это не значит, что земля превращалась в средство выживания, как в 90е годы», — говорит заведующая нотно-музыкальным отделом Дома Гоголя Марина Щавьева. Она отмечает, что многие произведения литературы связаны именно с дачными ситуациями. Например, Антона Павловича Чехова называют настоящим певцом загородной жизни. «Дачница», «Дачное удовольствие», «На даче» — лишь немногие рассказы, где речь идет о дачном участке. Классик описывает купание и рыбалку, чаепитие и приключения влюбленных, а также театральные постановки и ненавязчивое музицирование.
В начале 19 века дачный сезон открывался и закрывался балом, на котором дамы могли представить публике свой наряд. Как правило, он был проще и дешевле городского. Также дачники были менее скованы условностями этикета. По вечерам они выходили на променад в сторону железнодорожной станции — особенного людного места — чтобы завести новые знакомства и посмотреть на соседей.
Интересно, что поселки строились как раз вдоль железных дорог, что обеспечивало транспортную доступность. Ведь в летний сезон пускали даже специальные «дачные поезда». По словам заведующей нотно-музыкальным отделом Дома Гоголя Марины Щавьевой, дачника можно было узнать, как и сейчас, по большому объему скарба. Возвращаясь из города к жене и детям, каждый глава семейства считал долгом привезти гостинцы. Поэтому навьюченных владельцев земельных участков в забитом вагоне можно было встретить в час-пик еще сто лет назад.
Приход советской власти смахнул флер с дачной культуры. И вот уже загородный дом перестал быть чем-то исключительно элитным. Этот период знаком нам больше, такую дачу видел каждый, когда весенние праздники и летние будни превращались в трудодни. «Своего» можно было узнать по садовому загару и грязи под ногтями. Зато сразу было видно — человек работящий.
Однако эти земельные наделы в свое время выкормили тысячи семей. И вот здесь вряд ли можно вспомнить об усадебной культуре. Скорее, о деревенской. И это еще один путь возникновения дач. Интересно, что, когда люди потянулись в города, деревенская изба сама собой превратилась в дом на лето. Потом его передали по наследству, перепродали — и вот на месте старого здания поставили новую избу уже без печи, поскольку в ней надобность пропала. Так появилась дача.
Однако мы понимаем, что сегодня огород — не обязательное условие. И все больше молодежи тянется к земле, но не чтобы превратить ее в плантацию помидоров, а отдохнуть от городской суеты и насладиться выращиванием культур в свое удовольствие. По словам директора Департамента недвижимости федерального проекта «Цифровые СНТ» Федора Мезенцева, современная русская дача — стиль жизни. С утра в поселке слышно жужжание газонокосилок, вечером с участка доносится аромат шашлыка. Нет никаких ограничений и регламентов для творчества.
«Молодёжь, которая огромное количество времени проводит в виртуальной реальности, приобщается совсем к другой жизни, которая была обычным явлением для их родителей. Это в том числе посиделки у костра, песни под гитару в звёздную ночь. Можно сказать, что дача — едва ли не единственное связующее звено между нашими поколениями, способное восстановить естественную связь между человеком и природой. К тому же сделать на своём участке мастерскую, библиотеку, установить телескоп или бильярд — это всё то, что не позволяют нам стеснённые условия городских квартир. Дача — практическая возможность реализовать почти все свои самые заветные мечты», — отмечает директор Департамента недвижимости федерального проекта «Цифровые СНТ» Федор Мезенцев.
Мы на своем участке, но едины
И все же, говоря о том, что дачников связывает лишь любовь к свободе, мы будем лукавить. Владельцы тех участков, на которых растут садовые культуры, отличаются особым интересом к теме огородничества и огромным багажом знаний. Когда высаживать, в какую почву, чем привить и как уберечь от заморозков — то, по чему болит голова дачника. Ему не нужен термометр или метеоролог, чтобы предсказать угрожающее изменение погоды. Любой хозяин земельного надела и так знает, когда будет дождь, когда засуха, а когда пора огурцы укрывать.
Правда, это далеко не единственный маркер общности. Оказывается, этих людей объединяет огромное количество мероприятий и праздников. Правда, в основном, речь идет о конкретном поселке. Есть сообщества, где дружат улицами, есть те, кто устраивает субботники, встречает коллективно Новый год, провожает зиму или отмечает праздник Нептуна. В некоторых садовых товариществах есть даже свой театр. Например, в СНТ «Лутосня» Дмитровского городского округа с 2013 года были поставлены 6 спектаклей. Вероятно, в этом поселке собрались творческие дачники. Мало того, что они интересуются театром, еще и журнал «Наша Лутосня» выпускают.
«Когда гаснет последний прожектор летней сцены, и над головами зрителей становятся видны звезды…, понимаешь в полной мере, что если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно, значит, кто-то хочет, чтобы они были! И значит, не зря пройден этот путь от первой мысли о постановке до последнего хлопка в импровизированном зрительном зале на лавочках под открытым небом», — говорится в отрывке материала («Наша Лутосня», выпуск №6, 2014 год).
Говоря о формировании дачной субкультуры, все же будем называть ее так, даже если она совсем неоднородна, нельзя не вспомнить о советском футболе. Казалось бы, какая здесь связь? Однако на заре развития этого вида спорта одними из первых появились команды в дачных поселках Новогирееве и Измайлове. Вряд ли сейчас существуют команды дачников. Но в некоторых товариществах точно есть поле для игры.
Слух об урожае пройдет по всей Руси
Безусловно, делились опытом выращивания культур всегда. Сначала в беседах друг с другом, потом — в книгах, после этого появились специальные передачи, а сейчас дачники захватили Интернет. Они рассказывают о насущном. Так как это неоднородная общность, — каждый о своем. Одни делятся лайфхаками о том, как подготовить инвентарь к весеннему сезону, другие — как вырастить клубнику зимой, третьи рассказывают о творческих хобби, четвертые обустраивают участок по последней моде.
Наивно думаю, как найти увлеченного дачника в Интернете: сезон начинается, он, скорее всего уже на земле. Именно. И уже делится идеями и наработками со своими подписчиками.
Жительница Нижнего Новгорода Анна Миронова ведет страницу Вконтакте. Профиль кокетливо называется «Анюткины грядки». На земле девушка с детства. Говорит, дача досталась от родителей. Сейчас она с мужем занимается ее восстановлением, а попутно выращивает садовые культуры и делится знаниями с подписчиками.
«Оставлю тут шпаргалку для тех, кто также тянет до последнего. Сейчас обрабатываем: деревья и кустарники…, клубнику и малину… Все обработки проводим в сухую, безветренную погоду. На выходных у нас такая и была, а вот сегодня идёт дождь ... надеюсь, ненадолго».
По ее словам, дачников объединяет не только любовь к природе и земле, но также трудолюбие. Однако не обходится и без философии.
«Так как семена и растения — живые организмы, они чувствуют энергетику. А значит, злые или лживые люди не смогут добиться успеха в садоводстве. Такие редко работают на земле», — отмечает дачница.
Дача — территория будущего
Интересна тенденция современности — замена деревенской жизни дачной. Показательно, что порядка 80% деревенских домов в Подмосковье принадлежат столичным дачникам.
Директор Департамента недвижимости федерального проекта «Цифровые СНТ» Федор Мезенцев приводит статистику, согласно которой с апреля 2020 г. количество постоянных загородных жителей увеличилось в среднем на 30%.
Дачный, садовый или загородный участок может быть абсолютно любым. Это и деревянная изба с большим огородом, и «умный дом» с Wi-fi, и современные системы орошения. По словам Федора Мезенцева, мы становимся свидетелями изменения в дачной культуре. Ведь на фоне роста цен на продовольствие выращивание ягод, овощей и фруктов вновь становится рентабельным.
«Сегодня устойчиво сформировались 3 основных направления загородных поселений. Это традиционный частный сектор в населённых пунктах — деревнях, рабочих посёлках, городских окраинах. И две приватных территории малоэтажной застройки: садоводческие товарищества и коттеджные посёлки. В последние 10 лет формируется ещё один тренд — загородные дома усадебного типа, расположенные на больших участках площадью от 1 га. Это позволяет совмещать загородную жизнь и сельское хозяйство», — добавляет Федор Мезенцев.
Как бы то ни было, какой бы вариант расположения дачного участка владелец ни выбрал, ясно одно, современных жителей мегаполиса «тянет к земле». И если не к грядкам и огородничеству, то к тишине, размеренности и природе. А это основополагающий фактор объединения общей культуры — дачной.