В процессе истории дворянское сословие медленно, но верно вытеснило бояр. В большой степени это было обусловлено органической ненавистью Петра I к длинным московским боярским бородам и шубам. Дело было, конечно, не во внешности, а в подходах к делу и детской травме, когда над его наставниками и родными придворные смутьяны учинили жестокую расправу.
Дворянами в итоге стали называться не просто носители старинных фамилий, но те, кто смог послужить отечеству. В зависимости от заслуг на гражданской или воинской службе самому простому человеку могли пожаловать дворянство. И наоборот, представители этого сословия в петровское время не могли рассчитывать на офицерский чин, если с 15 лет не прошли службу простыми солдатами в специальном полку.
Однако ни служение императорскому двору, ни влияние на арене власти, ни хорошая образованность не спасли дворян от страшной участи в годы революции и последующие репрессии. «Стол» с предводителем Московского Дворянского Собрания Олегом Вячеславовичем Щербачёвым готов пролить свет на историю формирования, триумфа, заката и возрождения русского дворянства.
Формирование и возвышение положения дворянства
История русского дворянства берёт свое начало с XII века. Тогда это сословие состояло из придворного штата князя, который помогал ему в государственной, домашней и хозяйственной деятельности. Поначалу их даже называли «дворовые», или «дворные», люди. Они состояли на государственной службе, получали в пользование землю с крестьянами за свою работу, но, в отличие от бояр, не имели политического влияния на власть.
«Россия существовала более 1000 лет, и, конечно, высшее сословие эволюционировало, трансформировалось, как и в любой другой стране», – замечает Щербачёв.
Со временем тиуны, ключники, казначеи, посельские, судьи, дружинники – иными словами, служилые феодалы – медленно, но верно продвигались вверх по иерархии сословий. В XV веке они стали помещиками в результате конфискации вотчин у бояр по приказу Иоанна III. А в XVI веке дворяне уравнялись по значимости с боярскими детьми по «Уложению о службе». Последние были не богаты, но тоже владели землёй с крестьянами.
К тому же Иван IV Грозный частично наделил дворян из древних знатных родов государственной властью, чтобы ослабить влияние бояр. Ведь последние, по его мнению, сильно злоупотребляли своими полномочиями. Так дворянство стало прямым противником боярства. Вот только за первыми продолжала сохраняться обязательная пожизненная служба государю, которая делала их буквально крепостными дворянами. Потому как и дворяне, и крестьяне имели над собой господина, воле которого были подвластны. А значит, дворяне считались априори ниже детей бояр и самого боярства.
«Во время Ивана Грозного выделились особые сословия: опричнина и земщина, но после смерти Ивана Грозного об этом делении можно забыть как об историческом казусе. Оно не получило никакого продолжения. Зато терминологически “Дети боярские и дворяне” и “Дворяне и дети боярские” где-то при Иване Васильевиче были переставлены местами. Сперва было выше и престижнее одно, а потом стало выше и престижнее другое. Этот процесс был очень долгий, длительный и не революционный. Он растянулся на столетия».
Этот процесс завершился в XVIII веке. Сначала боярство упразднил по «Табели о рангах» Пётр I, где также классифицировал дворянство как общественную группу. Там же император уровнял поместье с вотчинами и разрешил детям дворян наследовать земли. Дворянство в буквальном смысле поглотило боярство, потому как Пётр I перестал жаловать в чины последних. Со временем представители боярства просто прекратили своё существование. А новых появиться не могло.
«Все помещики постепенно получали вотчины, то есть безусловное частное право. Поэтому к концу XVII века разница между поместьем и вотчиной настолько сократилась, что Пётр I фактически её упразднил. Хотя оставалось различие между родовым имением и благоприобретённым. По-разному оно наследовалось и по-разному делилось».
Затем его дело продолжила Екатерина Великая в своей «Жалованной Грамоте Дворянству». Этот документ освободил дворян от обязательной службы. Пользование земли с крестьянами стало не зарплатой за выполненный долг перед отечеством, а привилегией. Так дворяне фактически и функционально заменили бояр. А лозунгом дворян стала знаменитая триада «За веру, за царя, за отечество».
Расцвет дворянства в императорской России
Дворянский век пришёлся на XVIII столетие. Служба дворян закончилась. Их полностью освободили от обязательной гражданской и воинской повинности, а не сократили срок службы. Правда, в случае войны дворяне должны были явиться, отдать долг отчизне и предоставить оснащённых для боя крестьян из своего поместья. Также дворян освободили от налогов и телесных наказаний. Права дворян расширились: их наделили исключительными возможностями владения крепостными крестьянами и землёй, разрешили выезжать за границу, вести торговлю и заниматься промышленностью. А в 1754 году был учреждён Дворянский банк, где представителям этого сословия выдавались кредиты до 10 000 рублей под 6 % в год.
«Я бы не весь XVIII век назвал веком расцвета дворянства, а столетие от Грамоты Петра III (1762 год), когда дворянство получило право не служить, до отмены крепостного права (1861 год) – почти 100 лет. До этого дворянину необходимо было служить с 15 лет военную или гражданскую службу (по способностям) либо до смерти, либо до полной дряхлости. Как правило, всё-таки сперва военную. И только когда человек становился совсем развалиной, то он имел право поехать в бессрочную отставку в своё имение. Только с 1762 года дворянин имел право выйти в отставку тогда, когда он хотел. При этом нельзя, чтобы совсем не служил, – служили так или иначе. Другое дело – сколько».
Дворяне стали представителями благородной аристократии. Они вели праздный образ жизни, были хорошо образованны, обладали влиянием на государственный аппарат. Однако попасть в число привилегированного сословия было непросто.
Мужчины могли пополнить ряды дворянства по праву наследования или в результате приобретения чина после службы. Мотивом для жалования дворянского титула также могло послужить получение воином высокой награды, ордена либо за другие заслуги по особому усмотрение верховной власти.
Женщины же могли лишь наследовать дворянский титул, который в случае замужества с представителем из более низкого сословия не отзывался, но и не передавался ни супругу, ни детям.
«Такая свобода дворянства привела к расцвету всего: архитектуры в виде прежде всего дворянских имений и церквей, живописи, театра, музыки – всех искусств. Если бы не было этого столетия, то не было бы золотого века. Хотя не нужно идеализировать никакое время, и там были свои перекосы: дворянство имело право не служить и жить сыто, а все остальные так или иначе служили. Некую нравственную неполноценность этого устройства начинали осознавать прежде всего сами дворяне. Правительство искало возможности этот перекос исправить.
При этом знаменитая реформа освобождения крепостных крестьян была проведена в 1861 году очень либерально для крестьян и максимально недружественно для дворян. Я думаю, что 80 % дворянства было обречено на разорение, если бы всё прошло быстро. По крайне мере то дворянство, которое было поместным, а таких было чуть меньше половины. Большинство дворян служило на жаловании».
Упразднение титулов и жизнь дворян во времена СССР
После отмены крепостного права экономическое положение дворянства существенно ослабло. Многие лишились целого пласта земель. К тому же в XIX веке значительная часть сословия вдохновилась буржуазными революциями в Европе и сама стала приобретать республиканский настрой.
«Я бы заметил, что ни один из декабристов своих крестьян не освободил. На что им было указано на следствии».
Несмотря на своё кредо «За веру, царя и отечество» и активное участие дворян в Крымской кампании и в Первой мировой войне, дух патриотизма в этом сословии неумолимо падал. Даже элите нужны были перемены. Последние не заставили себя долго ждать, но обернулись не в пользу дворянства.
«Я считаю, в 1917 году практически не было невиновных. Если говорить о духовенстве, оно очень виновно своей предательской позицией по отношению к монарху. Если говорить про купечество, то они в большой степени поддержали революцию. Если говорить про крестьянство – тоже. Каждый в 1917 году согрешил. Не всякий встал в ружьё – бороться с большевиками, как следовало бы. Конкретным примером служит восстание в Москве, которое, по сути, было поддержано небольшим количеством офицеров. Героями там стали юнкера и даже кадеты. Дети сражались в Москве с небольшой помощью военных, при том что в Москве тогда находилось огромное число офицеров, которые решили просто переждать смуту.
Ни о какой триаде “За веру, царя, отечество” здесь не может быть и речи. Она строго иерархична. На первом месте Бог, и если ты служишь богохульническому государству, то о чём говорить?»
Сначала Декретом ВЦИК Совнаркома 11 ноября 1917 года дворянство упразднили как сословие на пару с монархией. Права дворян обнулились. А дальше на протяжении всех 74 лет коммунистического правления бывшая аристократия подвергалась жестокому террору за дворянское происхождение. Бывшие дворяне лишались работы, свободы и даже жизни.
«Дворянство – это земельная аристократия. Феодальная аристократия в России практически не сложилась, все были слугами государя. А понимание своего надела, который надо охранять, как сформулировал Бердяев “замок, из которого я буду отстреливаться”, – это русскому дворянину было практически чуждо.
Нам не хватило двух-трёх поколений. Прав был Столыпин: нам нужны были не потрясения, а несколько десятилетий спокойной жизни. Тогда Россия была бы едва ли не первым государством мира. Этого не случилось.
Для многих 1917 год стал годом непонимания и ступора. Ещё в 90-е я увидел эту аналогию: дворяне в 1917 году – это как апостолы на Елеонской горе. Поражу пастыря – и рассеются овцы стада. Монарха нет, кому служить теперь – непонятно. Если говорить о тех, кто здесь остался, то один сценарий – коллаборационизм. Другой сценарий – уйти во внутреннюю эмиграция и попытаться сохраниться на физическом уровне».
Одни дворяне эмигрировали за границу, другие погибли в Гражданскую войну в отрядах белых офицеров. Но были те, кто скрывал своё дворянское прошлое, пополнил ряды Красной армии и стал служить на благо новому государству – СССР.
«Кто-то не смог уехать по совершенно объективным причинам, но если мы говорим о коллаборационизме с Советской властью, то надо называть вещи своими именами. Хоть часто это было просто под страхом расстрела семьи, как институт заложничества. А некоторые шли и без всякого заложничества, но их было меньшинство».
Возрождение дворянства
Дворяне, которые смогли эмигрировать, попытались создать на Западе союзы и организации. Так появился Российский общевоинский союз, Российский имперский союз-орден, губернские собрания и так далее. В 1925 году из последних получился Союз дворян в Париже. Эта организация непрерывно существует до сих пор. После Второй мировой войны она выступила с инициативой создания Общеевропейской дворянской организации для поддержки дворянства других стран, в том числе Франции и Германии.
«Есть замечательная фраза, и она мне нравится: мы не эмигрировали, а отступили с оружием в руках. Да, это красиво и во многом правильно, но для тех, кто сражался, кто был в Крыму с Белой армией, кто был на Дальнем Востоке.
Уезжая, никто не думал, что он уезжает на десятилетия и что пройдёт ещё одна мировая война, которая всё ещё больше усложнит».
Однако русские дворяне обосновались не только в Париже. С остатками дворянства в Нью-Йорке в 90-е годы и начало сотрудничать Русское Дворянское Собрание.
Деятельность Дворянского Собрания сегодня
Новый виток в истории русского дворянства наступил в 1990 году, когда 50 человек учредили в Москве «Союз потомков российского дворянства – Российское Дворянское Собрание». У истоков сообщества стояли бывшие дворяне, которые родились еще в Российской империи. Они заложили религиозную и нравственную основу организации. Последняя стала заниматься генеалогией дворян, культурно-историческим наследием России, развитием духовности.
«Так или иначе это всё равно можно назвать историко-просветительской деятельностью. Легче сказать, чем мы не занимались, – политикой. Хотя отдельному дворянину вести политическую деятельность не запрещено, как это, собственно, было до 1917 года.
Мы занимались издательской деятельностью. Например, более 100 книг серии “Россия забытая и неизвестная” было издано под эгидой Дворянского Собрания, хоть это был авторский проект двух членов Собрания».
Дворянское собрание активно общается с представителями Императорского Дома Романовых, устраивает балы, выпускает в печать знаковые для истории дворянства книги. И хотя после советского излома истории ныне в число современных дворян входят люди совершенно разных профессий, чаще всего среди них встречаются представители интеллигенции, творческие люди и ученые.
Нашлось в Дворянском собрании место и для новых дворян. Последними в 90-е стали признавать детей знатных и титулованных дам, хотя в императорской России дворянство не передавалось по материнской линии. Но здесь учитывается фактор высокой смертности дворян-мужчин в начале XX века из-за войн и репрессий. А значит, удел передавать знания и дворянское наследие выпал женщинам. И это достойно внимания.
«Были некоторые общественно-экономические попытки российского дворянства заявить о реституции.
В плане патриотической нормы в том или ином виде триада “вера, царь, отечество” имеет своё продолжение. Другое дело, что каждый по своему и очень индивидуально понимает эту службу. Для некоторых эта иерархия, к сожалению, переворачивается. На первое место выходит служба отечеству, которое понимают как государство. А государство и отечество не совсем одно и то же».
Сегодня российское дворянство оказалось в новых реалиях и вынуждено не просто адаптироваться, а выстроить целую стратегию возрождения ранее привилегированного сословия. Возможно ли это? Покажет время.
Другие материалы на «Столе»
Разобраться в причинах революции в 1917 году можно, почитав лекции историка Кирилла Александрова.
А вот почему же дворяне сами были против самодержавия – рассказал в своей статье Павел Жуков.
Он же поведал в своей публикации о дворянском методе достойного воспитания ребёнка.
Много интересного вы найдете и в других материалах раздела «Русская жизнь».