Селище Чаадаево нашли три года назад, когда проводили историко-культурную экспертизу при строительстве автотрассы Москва–Нижний Новгород. Организовали два сезона широкомасштабных раскопок, и результаты не заставили себя ждать: за 2021–2022 годы археологи достали на свет приметы жизни российской элиты XII века.
Это был просторный населённый пункт с большой площадью и идущими от неё очень широкими улицами, знатными усадьбами. Невозможно переоценить коллекцию христианской мелкой пластики: различных видов нательных крестиков, крестовидных подвесок фрагментов энколпиона, две двусторонние подвески-иконки с погрудным изображением Спаса, инкрустированные чернью. Или усадьбу профессионального воина. За пределами усадеб – на небольшом мысу – находился акрополь, отделённый от селища рвом длиной 47,5 м и шириной 0,4 м до 9,6 м с увеличением к востоку. На кладбище – два ряда погребений, в которых по православному обычаю захоронены насельники Чаадаева.
Наиболее интересно одно женское погребение. В 30 см от черепа лежали береста и непонятный кусок ткани. Эта часть захоронения была нарушена пахотой, поэтому находку вырезали из земли монолитным куском и передали на реставрацию. В лаборатории её очистили кистями разной жёсткости, бережно расправили реставрационным раствором, вернув мягкость и пластичность. Развернули и увидели широкую золототканую ленту 21,1 на 5,5 см с потрясающей вышивкой. Подкладочная ткань не сохранилась, но на то, что она была, указывают проколы от иглы по нижнему и верхнему краям ленты. Найденная тут же береста, видимо, служила твёрдой подложкой.
По настилу, напроём и в раскол
На фрагменте ленты вышита композиция из трёх фигур святых высотой около 5 мм. В центре – фронтальное изображение Иисуса Христа с благословляющим жестом, оно сохранилось почти целиком. Утрачен только нимб, но его форму позволяют восстановить проколы от иглы. По бокам в молитвенных позах обращены к нему слева – Богородица, справа – Иоанн Предтеча. Богородицы почти не видно, фигура Иоанна Предтечи сохранилась частично. «Вышивка по золототканой ленте требует больше умений и опыта, нежели просто вышивка по ткани, – говорит специалист по работе с археологическим текстилем, научный сотрудник отдела археологии Московской Руси ИА РАН Ирина Ёлкина. – Следует отметить высочайший уровень мастерства, ювелирную тонкость и изящность исполнения этой миниатюрной вышивки. Фигурки высотой менее мизинца вышиты мельчайшими стежками, причём мастерица использовала шёлковые нити различных цветов и золотные нити. Для подчёркивания линий драпировок одежды, наклона голов, изображения лиц использованы разнообразные приёмы шитья: по настилу, напроём, в раскол, стебельчатый шов. Сейчас цвета нитей не видны, но мы можем представить, как выглядела эта вышивка – на сверкающем золотом фоне находились яркие разноцветные фигуры».
Это редчайший образец декоративно-прикладного искусства домонгольского периода Руси. Единственный аналог, выполненный с таким же уровнем мастерства, находится в Новгородском государственном музее-заповеднике. Это трёхфигурный деисус на поручах преподобного Варлаама Хутынского, который датируется XII веком.
Деисусный чин на ленте, скорее всего, был частью головного убора – вероятно, очелья – славянской повязки для волос, передняя часть которой украшала лоб. «Судя по археологическим находкам, традиция изображения святых на головных уборах существовала в домонгольской Руси, – говорит руководитель Волжской экспедиции ИА РАН Ольга Зеленцова. – На ранних этапах христианства религиозные сюжеты вполне могли присутствовать в обиходе и, вероятно, демонстрировали принадлежность к православию. Несомненно, что богатое золотное шитьё свидетельствует о высоком благосостоянии погребённых».
Золотные ленты в те времена производились в Западной Европе и Византии, то есть под Муром были привезены издалека. В XI–XIII веках золотным шитьём украшали праздничную одежду, конский убор, предметы интерьера, церковные облачения. Как ни удивительно, но хотя золототканые ленты были очень дорогим товаром, они были доступны не только знати – ими украшали праздничную одежду и простые люди. Так, фрагменты золототканых лент, когда-то украшавших воротники, находили в домонгольских погребениях Суздаля, Старой Рязани, Старой Руссы, Костромы, Плёса и других. Но когда мы говорим о чаадаевской ленте, ценность представляет не сама лента, а вышивка по ней, и тем более лицевая, с изображениям антропоморфных фигур. «Вышивка с изображением святых на изделии из Чаадаева – редкая сенсационная находка, уникальная по ювелирной точности исполнения, – объясняет Ольга Зеленцова. – Дальнейшие исследования помогут установить технологию изготовления золотных нитей и первоначальный цвет шёлковых нитей вышивки».
Сейчас археологи исследовали чуть больше 30 тыс. кв. метров селища Чаадаево. А площадь памятника больше 3,5 га. После окончания работ он станет одним из наиболее полно обследованных домонгольских памятников. Впервые в истории мы сможем сразу оценить и пространственную организацию поселения, и детальное изучение отдельных усадеб, хозяйственных зон. И, наконец, получим истинное представление об устройстве древнего элитного славянского села.