Сложно сказать, что появилось раньше – то ли присоединение Крыма стало частью грандиозного по своему замыслу «греческого проекта» императрицы Екатерины II по восстановлению Русско-Византийской империи со столицей в Константинополе. То ли само присоединение Крыма придало новый импульс «греческому проекту», который частично реализовался в Крыму – в греческих именах новых российских городов.
Так или иначе, но ликвидация Крымского ханства, самого опасного соседа России, был вопросом не идеологии, но самой насущной необходимостью.
* * *
Крымское ханство возникло в середине ХV века – сразу после распада Золотой Орды. Однако уже через три десятилетия ханство попадает в вассальную зависимость от Османской империи, а Чёрное море на три века становится турецким «внутренним озером».
Крымское ханство представляло интерес для османов в первую очередь со стратегической точки зрения: это был опорный пункт для борьбы с государствами Восточной Европы – в первую очередь, с возрожденным Русским государством и Речью Посполитой; Также это был крупнейший центр работорговли – татары периодически устраивали набеги на территории нынешней Украины за пленниками. В результате многочисленных набегов были пленены, а затем проданы на невольничьем рынке Османской империи более 4 млн русских и поляков.
В XVI–XVII веках Россия переходит от обороны к наступлению. Строится Белгородская засечная линия городов-крепостей на пути татарских набегов, в свою очередь, русские войска предпринимают ряд походов в Крым. Однако преимущество долгое время остаётся на стороне османов. Первая русско-турецкая война XVI века завершилась компромиссным Бахчисарайским мирным договором. В ходе второй войны с Османской империей оба похода князя Василия Голицына заканчиваются неудачей.
И только в правление Петра I, построившего на реке Воронеж первый русский военный флот для похода к Азову, ситуация начинает меняться.
* * *
Во второй половине XVIII века ликвидация угрозы, исходящей от Крымского ханства, становится одним из приоритетных направлений внешней политики Российской империи. Тем более, что услугами крымских работорговцев стали пользоваться не только османы, но и европейские политики, стремившиеся ослабить позиции России.
И самая решительная война России за Крым началась с Польши.
В сентябре 1764 года польский сейм выбрал королем Станислава Понятовского – пророссийского политика, который способствовал заключению между Россией и Польшей военного союза – против Пруссии.
В рамках этого союза по решению польского сейма православные и католики были уравнены во всех правах, что вызвало у польских националистов взрыв ярости.
Националисты, создавшие так называемую Барскую конфедерацию, подняли восстание, но были разбиты русскими войсками, после чего поляки запросили помощи у Турции. И в 1768 года турецкий великий визирь потребовал от русского посла Обрезкова отмены постановлений польского сейма о равноправии и вывода русских войск из Польши. Когда же посол от имени Петербурга отмёл все требования, то был немедленно арестован, что по нормам тогдашнего международного права означало объявление войны.
Генерал-губернатор Малороссии граф Петр Румянцев писал Екатерине II: «Собрание на границе многочисленных татарских и других войск, запасение магазейнов и распоряжения при самом султанском дворе являют вид намереваемой против областей вашего императорского величества непременной войны».
Ну что ж, война так война.
По плану османов, турки решили нанести главный удар на Варшаву, взять её и наступать двумя армиями на Смоленск и Киев. Третья турецкая армия должна была в это время должна была в это время спуститься с гор Кавказа и наступать на Астрахань.
Но с самого начала всё пошло наперекосяк.
Боевые действия начались в января 1769 года, когла 70 тысяч конных воинов крымского хана Крым Гирея перешли русскую границу. Татары сумели дойти только до Елисавётграда (нынешнего Днепропетровска) и Бахмута, где были остановлены и отброшены полками Румянцева. В итоге татары бежали за Днестр, где была устроена ханская ставка. Достойный отпор турки встретили и в предгорьях Кавказа.
Этот набег был последним в русской истории.
* * *
В июле 1769 года русская армия перешла в наступление – корпус генерал-поручика Берга подошёл к Сивашу для сковывания татарских войск, находящихся в Крыму.
В это же время русская армия начала осаду крепости Хотина, чтобы не допустить соединения турецких войск с отрядами польских конфедератов.
На помощь полякам турки бросили остатки воинства хана Крым Гирея – к тому времени из 70 тысячи татар в седле оставалось не более 40 тысяч.
Татары напали на русскую армию, осаждавшую Хотин, но был разбиты наголову. Затем в результате нескольких сражений было разбито и 100-тысячное турецкое войско, перешедшее Днестр.
В сентябре 1769 года русская армия взяла Хотин, затем – Яссы.
После этого был взят Бухарест, а в начале 1770 года – Азов и Таганрог.
В Польше барских конфедератов разбили войска генерал-поручика Ивана Ивановича Веймарна.
* * *
В июне 1770 года командующий 1-й армии будущий фельдмаршал Петр Румянцев при в битве реке Ларге разгромил 80-тысячную турецкую армию, применив новую тактику. Вместо линейной атаки, по которой войска шли в бой двумя-тремя длинными шеренгами, он поставил солдат в виде в виде нескольких больших «каре» – то есть квадратов, которые не боялись прорыва татарской конницы в тыл и могли сражаться в окружении. Кстати, во время боя одно из каре было смято атакой турок, но благодаря штыковой атаке соседнего каре боевой строй был быстро восстановлен.
Ещё через три недели у реки Кагул была разгромлена другая турецкая армия, численность которой была больше русской в десять раз.
После этого турецкая армия прекратила своё существование как организованная сила. Румянцев взял Измаил, Килию, Аккерман, Браилов, Бендеры, а в 1771 году перенёс военные действия на Дунай.
* * *
Тем временем императрица Екатерина II поручила канцлеру графу Никите Панину провести с крымским ханом Селим Гиреем III, сменившим умершего Крым Гирея, переговоры по отделению Крымского ханства от Турции. Но на все российские предложения новый крымский хан ответил отказом: «Мы Портою совершенно во всем довольны и благоденствием наслаждаемся. А в прежние времена, когда мы ещё независимы от Порты Оттоманской были, какие междоусобные брани и внутри Крымской области беспокойства происходили, все это пред светом явно; и потому прежние наши обыкновения за лучшие нам представлять какая тебе нужда. В этом твоем намерении, кроме пустословия и безрассудства, ничего не заключается».
Однако к донесению дипломатов граф Румянцев присовокупил и своё письмо: «Новый хан весьма нелюбим мурзами и татарами и почти ни с кем сообщения не имеет, а татары же в великой скудости в пропитании и лошадях находятся… Татарское же общество, хотя под протекцию российскую предаться и желает, однако о том просить не в состоянии по причине, что нынешний хан содержит их в немалой строгости и к пресечению того весьма наблюдает».
И вскоре Екатерина II направила командующему 2-й русской армией генерал-аншефу Петру Панину указ: «Мы заблагорассудили, не можно ли будет при настоящих войны обстоятельствах Крым и все татарские народы поколебать в верности Порте Оттоманской внушением им мысли к составлению у себя независимости ни от какого правительства и обещанием им в том с нашей стороны действительного вспоможения».
И Панин начал переманивать ногайцев – тем более, что крымские татары и турки относились к ним как к людям второго сорта. Затем к России попросились и другие кочевники – данники хана. Панин писал Екатерине II: «Не только все без изъятия белогорские, буджацкие и едисанские орды со всеми их султанами, мурзами и старшинами по их закону присягою, но и находящиеся при хане несколько человек крымских чиновников утвердились навсегда в отступлении из подданства турецкого скипетра».
* * *
В самом начале 1771 года 2-я русская армия с новым главнокомандующим, боевым генералом князем Василием Михайловичем Долгоруким, сменившим генерала Петра Панина, начала новое наступление на Крым.
Первое сражение произошло у Перекопской крепости 14 июня 1771 года, после чего 40 тысяч русских солдат завладели перешейком, разбив и рассеяв 70-тысячную армию хана Селим Гирея.
Вскоре русская армия начала наступление на Бахчисарай, другой удар был нанесён по Каффе. Вторично разбив уже 100-тысячную армию крымских татар в сражении при Феодосии, русские войска заняли Керчь, Балаклаву и Таманский полуостров.
Остатки турецкой армии бежали с полуострова, а хан Селим Гирей запросил переговоры, обещая «вечную дружбу с Россией». Но, не дождавшись ответа, крымский хан бежал в Стамбул.
В итоге новым крымским ханом стал Сахиб Гирей, который подписал с князем Долгоруковым договор, по которому Крым объявлялся независимым ханством под покровительством России.
* * *
Но война с Турцией продолжалась своим чередом.
В 1772 году прибывший в дунайскую армию Румянцева свежеиспеченный генерал Александр Суворов (чин генерала он получил после разгрома поляков) нанёс туркам серию поражений, которые окончательно и решили исход войны.
Теперь уже турецкий султан в самых льстивых выражениях стал просить Россию о мире.
Именно в этот момент Екатерина и как никогда была близка к реализации «греческого проекта» – решительным броском взять Константинополь, освободить славянские народы и нанести смертельный удар Османской империи.
И вновь вмешались европейские державы – Австрия, Англия и Франция, не хотевшие усиления России за счет Турции, решили сделать всё возможное для того, чтобы не допустить полного разгрома Турции.
В итоге Россию в 1772 году решили подкупить идеей раздела Польши – между Австрией, Пруссией и Россией.
И вот, в июля 1774 года в небольшой болгарской деревне Кучук-Кайнардже на правом берегу Дуная Петром Александровичем Румянцевым и верховным визирем Муссун-заде Мегмет-пашой был подписан мирный договор России и Турции, по которому Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. К России отходили земли от Буга и крепости при устье Днепра до Азова, а также крепости Керчь и Еникале, русские торговые суда получили право проходить Босфор и Дарданелы наравне с английскими и французскими.
Историческая задача выхода России в Черное море наполовину была решена.
* * *
Но независимости у Крымского ханства не получилось. Естественно, турки сразу же после заключения мирного договора стали думать, как им отвоевать всё назад. И вскоре организовали восстание против нового крымского хана Шахин-Гирея, затеявшего административные реформы, призванные реорганизовать ханство по примеру России.
Восстание в Крыму стало первым серьёзным испытанием для нового генерал-губернатора Новороссийской губернии, командовать которой был назначен Григорий Александрович Потемкин – тогда ещё генерал-аншеф и вице-президент военной коллегии (то есть, заместитель министра обороны, если по-современному).
Русская армия поначалу не ввязывалась в конфликт – все-таки независимое государство. Но потом восстание решили открыто поддержать турки – в июле 1778 года у берегов Крыма в Феодосийской бухте появился турецкий флот – более 170 кораблей. Более того, турки прислали письмо Потемкину с требованием запрета плавания русским кораблям вдоль крымского побережья, угрожая топить их в случае невыполнения ультиматума.
Но когда командующий турецким флотом Гассан-Газы-паша распорядился высадить десант, его ждал неприятный сюрприз – на берег вышли стройные колонны русских солдат, которые быстро развернули батареи русских орудий.
Турецкий паша отменил высадку. Вторая попытка была предпринята в сентябре 1778 года, и вновь янычар встретили предупредительные залпы русской картечи.
В бешенстве татарские имамы призвали резать христиан, и тогда Потемкин объявил о готовности России принять в российское подданство всех христиан.
Екатерина II в мае 1779 года подписала «Высочайшую грамоту об устройстве христиан, выведенных из Крыма»: «Рассмотрев посланное к нам от вас из Бахчисарая общее и на доброй воле основанное прошение о избавлении всех вас от угрожаемого ига и бедствия принятием в вечное подданство Всероссийской империи, соизволяем мы не токмо принять всех вас под всемилостивший наш покров и яко любезных чад успокоив под оным, доставить жизнь толико благоденственную, колико желание смертных и беспрестанное наше о том попечение простираться могут».
В итоге русскими подданными стало более 31 тысяч христиан, бежавших из Крыма.
* * *
Понятно, что эвакуация христиан из Крыма была временной мерой. И татарские мурзы, и Османская империя не теряли надежды вернуть стратегически важные территории и уничтожить всех, кто симпатизировал России.
В 1782 году Потемкин написал Екатерине II: «Всемилостивейшая Государыня! Неограниченное мое усердие к Вам заставляет меня говорить: презирайте зависть, которая Вам препятствовать не в силах. Вы обязаны возвысить славу России. Посмотрите, кому оспорили, кто что приобрел: Франция взяла Корсику, Цесарцы без войны у турков в Молдавии взяли больше, нежели мы. Нет державы в Европе, чтобы не поделили между собой Азии, Африки, Америки. Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить Вас не может, а только покой доставит. Удар сильный – да кому? Туркам. Сие Вас ещё больше обязывает. Поверьте, что Вы сим приобретением безсмертную славу получите и такую, какой ни один Государь в России еще не имел. Сия слава проложит дорогу еще к другой и большей славе: с Крымом достанется и господство в Черном море. От Вас зависеть будет запирать ход туркам и кормить их или морить с голоду».
И далее:
«Крым положением своим разрывает наши границы… Положите ж теперь, что Крым Ваш, и что нету уже сей бородавки на носу – вот вдруг положение границ прекрасное: по Бугу турки граничат с нами непосредственно, потому и дело должны иметь с нами прямо сами, а не под именем других... Вы обязаны возвысить славу России...»
* * *
Окончательное завоевание Крыма произошло практически бескровно. Под давлением Григория Потемкина Шахин-Гирей отказался от престола.
Кроме того, Потемкин развернул масштабную агитацию, предлагая татарской элите войти в русское дворянство, при этом обещая уважать их традиции. Русскими и татарскими чиновниками были составлены списки 334 новых крымских дворян, сохранивших за собой земельную собственность. Все они проголосовали за добровольное вхождение в состав России.
19 апреля 1783 года Екатерина II подписала манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу».
Императрица писала: «По долгу предлежащего нам попечения о благе и величии Отечества, стараясь пользу и безопасность его утвердить, как равно полагая средством, навсегда отдаляющим неприятные причины, возмущающие вечный мир между империями Российскою и Оттоманскою заключенный, который мы навсегда сохранить искренне желаем, не меньше же и в замену и удовлетворение убытков Наших, решилися Мы взять под державу Нашу полуостров Крымский, остров Таман и всю Кубанскую сторону».
По приказу Потемкина войска Суворова вскоре заняли Таманский полуостров и Кубань, а войска Де Бальмена вошли в Крым. Сохранился специальный приказ Потемкина: «Воля её императорского величества есть, чтобы все войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры».
С моря русские войска прикрывали корабли командующего Азовской эскадрой вице-адмирала Клокачева.
В июне 1783 года в Карасубазаре, на вершине горы Ак-Кая, князь Потемкин принял присягу на верность России крымской знати и представителей всех слоев крымского населения. Крымское ханство перестало существовать. Было организовано «Таврическое областное правление» – земское правительство Крыма, в которое вошли самые знатные фамилии – князь Ширинский Мехметша, Гаджи-Кызы-Ага, Кадиаскер Сет Мегмет Эфенди.
* * *
Разумеется, ни Турция, ни европейские державы не признали тогда прав России на Крым.
Султан начал вновь готовиться к войне с Россией, которая началась в 1787 году с атаки янычар на западный берег Крыма. Но турецкий десант был разгромлен войсками Суворова, более того, вскоре русская армия овладела Очаковом, военно-морской базой на побережье Черного моря и Хотином, турецкой крепостью в Бессарабии.
Черноморский флот под командованием адмирала Ушакова уничтожил турецкий флот в собственных его базах.
И вновь от окончательного разгрома Турцию в очередной раз спасли Англия и Пруссия, видевшие в турках инструмент для сдерживания России.