Картины Репина приплыли

В Третьяковской галерее открывается главная выставка года: юбилейная экспозиция Ильи Репина. «Стол» представляет несколько работ художника, которые никак нельзя пропустить

Илья Репин. Автопортрет

Илья Репин. Автопортрет

Выставка Репина готовилась несколько лет – представьте себе, сколько нужно переписки и согласований, чтобы собрать воедино полотна из 26 музеев и частных коллекций. В итоге получилось беспрецедентное событие мирового масштаба.

«Бурлаки на Волге»

1873 год

Это самая ранняя работа Репина, который написал «бурлаков», ещё будучи студентом Академии художеств, когда молодёжи было положено писать на библейские сюжеты. Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми. К примеру, Фёдор Достоевский восторженно восклицал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты – не производили бы впечатление и не составили бы такой картины».

А вот академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «воплощением худосочных идеек, перенесённых из газетных статеек».

«Автопортрет»

1878 год

Это самый ранний из известных живописных автопортретов Репина, написанный после того, как молодой художник получил высшую награду Академии художеств – Большую золотую медаль, дающую право на бесплатную поездку за границу для продолжения обучения. Вернувшись домой, Репин захотел поселиться в Москве, где вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. Согласно правилам, приём в Товарищество осуществлялся после прохождения кандидатами «экспонентского стажа», однако ради Репина было сделано исключение: его приняли, пренебрегая формальностями, в феврале 1878 года. Специально для 6-й Передвижной выставки Илья Репин и написал свой портрет.

«Царевна Софья»

1879 год

Репин сразу стал частым гостем художественных собраний в доме миллионера Саввы Мамонтова в Москве и подмосковном имении Абрамцево, куда съезжались художники, музыканты и деятели театра. Желая потрафить  своим московским друзьям, Репин пишет портрет самой московской героини – царевны Софьи Алексеевны (полное авторское название картины – «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года»). Для Софьи Репину позировали мать Валентина Серова Валентина Семёновна, сестра композитора Павла Бларамберга Елена Апрелева и некая портниха, а жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Однако критика приняла картину более чем прохладно. Писали, что образ Софьи получился статичен, что вместо трагической фигуры царевны зрители увидели на полотне «какую-то расплывшуюся бабу, занявшую всё свободное место на полотне». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной.

«Крестный ход в Курской губернии»

1883 год

Летом 1881 Репин специально поехал в Курскую губернию – в Коренную пустынь, чтобы присутствовать на торжественном религиозном шествии – несении чудотворной иконы.

Спустя два года работы картина была представлена на 11-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Критик и живописец Игорь Грабарь в своей монографии о Репине писал: «„Крестный ход в Курской губернии“ – наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано: не только на первом плане, но и там, вдали, где уже поднявшаяся уличная пыль стирает чёткость контуров, форм и экспрессии, – и там эта толпа не нивелирована, как задние планы всех картин, изображающих толпу, и там она живёт, дышит, движется, действует. Об отдельных персонажах – главных и второстепенных – можно говорить часами, ибо чем больше в них всматриваешься, тем более изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни...»

«Не ждали»

1884 год

В 1884 году Репин показал на 12-й Передвижной выставке картину «Не ждали», и она сразу оказалась в центре художественной полемики. Современники гадали: кто изображён на картине. Критик Стасов называл вернувшегося Мессией, а картину сравнивал со знаменитым полотном Иванова «Явлением Христа народу». Его оппоненты называли героя картины блудным сыном и вспоминали евангельскую притчу.

Не знал ответа на этот вопрос и сам Репин, который перерисовал главного героя более 12 раз, пытаясь уловить то выражение лица, которое бывает у близких людей в момент внезапной и долгожданной встречи. Даже когда полотно пополнило частное собрание картин купца Павла Третьякова, Илья Ефимович, втайне от хозяина квартиры, тайком пробирался в зал, где работал до самого рассвета, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

1891 год

Репин работал над темой «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» почти 12 лет. Он то менял фигуры, удаляя одни и вписывая другие, то бросал холст в мастерской, словно забывая о нём. Но потом неизменно возвращался к своему замыслу.

«Если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины… чего только тут не было! – писал он в одном из писем. – Была и лошадиная морда; была и спина в рубахе; был смеющийся – великолепная фигура, – всё не удовлетворяло… Надо каждое пятно, цвет, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине».

В 1891 году «Запорожцы» были впервые показаны на персональной выставке Репина. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом «Запорожцы» в том же году побывали в Чикаго, Будапеште, Мюнхене и Стокгольме, картину купил сам государь император Александр III. Причём царь заплатил за неё 35 тысяч рублей – гигантские деньги по тем временам.

«Юбилейное заседание Государственного совета»

1901 год

Это самое больше из всех когда-либо написанных русских полотен: ширина 9 метров, высота 4 метра.

Репин получил заказ в апреле 1901 года. К тому времени у него уже были серьёзные проблемы со здоровьем, в одиночку осилить такой масштаб в столь сжатые сроки художник не смог бы, потому потребовал себе помощников. Ассистентами Репина были его ученики Иван Куликов и Борис Кустодиев. Первый писал левую часть картины, второй – правую. Репин взял на себя центр.

К работе они приступили за несколько дней до юбилея, начав с интерьера. В день торжественного заседания, помимо рисовальных принадлежностей, живописец притащил в зал мольберт и фотоаппарат.

Портрет Н.Б. Нордман-Северовой

1905 год

Наталия Нордман – гражданская жена Репина. Наталья Борисовна  пропагандировала идеи равноправия женщин, реформы брака, раскрепощения прислуги, вегетарианства. Они с Репиным познакомились в 1891 году, и вскоре художник увлекся незаурядной молодой женщиной. На её имя он купил недалеко от Петербурга усадьбу, названную Нордман «Пенаты». После завершения работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета…» Репин окончательно оставил Петербург и стал жить в Пенатах круглый год. Осенние месяцы 1905 года Репин и Нордман провели в южных предгорьях Альп на озере Гарда в Италии. Кстати, сама композиция портрета и общее цветовое решение говорят о том, насколько Репин интересовался современными течениями в европейской живописи.

Портрет П.А. Столыпина

1910 год

Портрет написан по заказу Саратовской городской думы в честь избрания Петра Аркадьевича Столыпина – министра внутренних дел и председателя Совета министров – на пост почётного гражданина города.

Для парадного портрета, который должен был размещаться в зале Городской думы, Репин выбрал неофициальный образ политика – в гражданской одежде (не в мундире), в свободной позе, читающим газету. Главным акцентом портрета становится тревожный ярко-красный фон. Уже позже в письме Чуковскому он объяснил, что нарисовал Столыпина так специально – «на вулкане».

«Гопак. Танец запорожских казаков»

1926 год

В 82 года Репин, оказавшийся к тому времени в эмиграции в Финляндии, приступил к последней большой работе «Гопак. Танец запорожских казаков», замысел которой он охарактеризовал как «весёлый и живой».

«Гопак» является знаковым полотном для позднего творчества художника, завершением темы «последней Запорожской Сечи», столь волновавшей его в течение всей жизни. Репин вспоминал красивые места, знакомые ему с молодых лет, где, по его словам, «не умолкали песни, песни казацкие, а под вечер – непременно пляс гопака с прыганием на спицах высоко... Голосистые девчата… Всю ночь поют, и когда они спят? Ведь встают на работу рано…»

Читайте также