Мстиславом Удатным, то есть удачливым, галицкого князя Мстислава Мстиславича прозвали летописцы, которые именовали его «великим удатным князем».
Праправнук Владимира Мономаха, правнук Мстислава Великого, сын Мстислава Храброго – он действительно был удачливым воином, жившим войной.
Сам он вырос в Торопецкой волости – на западе нынешней Тверской области, между Торопцом, Ржевом и озером Селигер. Связь со своей малой родиной он сохранял всегда, и именно в Торопецкой земле он набирал свою дружину – тяжеловооружённых тренированных конников, главную ударную силу эпохи. Сам Мстислав Мстиславич напоминал бронированный танк: в битве с суздальцами на реке Липице в 1216 году Мстислав Удатный, орудуя огромным боевым топором, трижды прорубился через полк горожан – туда, обратно и ещё раз туда – и остался невредим.
Свою карьеру рыцаря он начал с походов на половцев в 1193-м и 1203 годах, когда была разгромлена орда хана Кобяка – давнего врага Руси, много лет совершавшего набеги на приграничные земли.
При этом он сам породнился с половецким ханом Котяном Сутоевичем, взяв в жены его дочь Марию. Вместе с тестем он участвовал в походах против поляков, а половецкие воины – меткие стрелки из луков – стали второй силой в его дружине.
Мстислав Удатный позже взял себе княжеский стол в Новгороде Великом, и Новгородская летопись отзывается о нём в исключительно положительном ключе: справедливый в суде и расправе, удачливый полководец, внимательный к заботам людей, благородный бессребреник. Затем он завоевал для себя Галицкую землю – на западе нынешней Украины, на территории большей части Львовской и Ивано-Франковской областей, части Тернопольской, Хмельницкой, Черновицкой и части Подкарпатского воеводства Польши.
После 1199-го – когда в Галиче пресеклась княжеская династия – эта земля считалась бесхозной. Кто только теперь за неё ни боролся: и польский князь Лешко Белый, и венгерский король Андраш, и черниговцы. Вскоре разрушенная непрерывная войной Галицкая земля оказалась под властью короля Андраша II, который посадил на трон в Галиче своего сына Кальмана, начавшего искоренять там православную веру и насаждать католическую. «Епископа и попы изгнаны из церкви, – писал киевский летописец, – а свои попы приведе Латыньския на службу…»
В ответ галичане восстали против венгров и позвали на престол Мстислава Мстиславича, которого они прозвали «серыми соколом» – из-за его манеры совершать дерзкие броски на врага.
И в сражении 14 августа 1221 года Мстислав Удатный взял Галич. Королевич Кальман попал в плен.
Уцелевшие «угре и ляхове» разбежались по окрестностям Галича, где их стали истреблять галицкие смерды! «И никому же не утекши, – писал летописец, – и бысть радость велика, спас Бог от иноплеменних…»
Но не прошло и двух лет, как в Галич пришли известия о новой угрозе со стороны иноплеменных – на этот раз со стороны востока.
* * *
1223 год был уже семнадцатым годом завоеваний Чингисхана, которому уже покорились Китай, государства средней Азии и даже сама Персия. Пришло время обратить внимание на запад. И в 1221 году Чингисхан отправил экспедиционный корпус в Восточную Европу – два тумена, которых вели нойон (князь, по-нашему) Джэбэ и Субэдэй-багатур (ближайший соратник Чингисхана, но из простых).
Монголы взяли несколько прикаспийских городов и через Дербентский проход вышли на Северный Кавказ. Разорив земли лезгин, монголы встретились с объединёнными силами аланов и половцев.
Не достигнув успеха в первых столкновениях, монголы прибегли к хитрости. Заявив: «Мы и вы одного рода», – монголы одарили половцев и обещали не нападать, если те покинут аланов. Поверив обещаниям монголов, половцы разошлись по своим кочевьям. Но после того как монголы разбили аланов, они развернулись и атаковали не ожидавших этого половцев. В столкновении погибли ханы Юрий Кончакович и Данила Кобякович – обратите внимание на православные имена ханов!
В итоге остатки половцев бежали на запад и соединились с ордой Котяна Сутоевича, кочевавшего между Днепром и Днестром.
И не на шутку перепуганный Котян Сутоевич тут же отправился просить помощи в Галич – к своему зятю, которому тогда исполнилось уже больше 60 лет.
* * *
Мстислав откликнулся моментально и стал собирать родичей в поход.
Сам он принадлежал к княжескому клану Ростиславичей, общим владением которых была Смоленская земля. Она занимала территорию не только нынешней Смоленской области, но и часть территории ещё шести областей России и Беларуси – Могилёвской, Тверской, Московской, Калужской, Псковской и маленький кусочек Витебской.
К этому клану принадлежал и киевский князь Мстислав Старый – двоюродный брат Мстислава Удатного, которому он был обязан и княжением в Киеве. Он действительно был старым – ему был 61 год.
Были привлечены и другие родственники, включая князя Владимирского и третьего Мстислава, правившего Черниговом, а именно эти два самых обширных и влиятельных княжества определяли политическую повестку дня в русских княжествах.
Всего в состав коалиции вошёл 21 князь. Также к войску присоединились половцы. По договоренности с ханом Котяном, его должен был возглавить тысяцкий Мстислава Удатного – некий боярин по имени Ярун. Кроме того, в сражении должен был принять участие отряд так называемых «бродников» (вероятно, это бродячий люд – предшественники казаков) в количестве 500 бойцов во главе с их воеводой Плоскиней.
Двукратные предложения монголов о мире русские князья отвергают: от половцев известно, что мирные предложения монголов суть лишь военная хитрость. Первое посольство вообще убивают – чтобы в глазах союзников обрезать все дороги к компромиссу.
И от низовьев Днепра по приазовской степи русские войска устремляются на восток.
* * *
Были ли у новой коалиции русских князей шансы остановить монголо-татарское нашествие на дальних рубежах?
Конечно, были, и немалые.
Хотя в нынешних учебниках истории и утверждается, что русские князья именно на Калке впервые столкнулись с самой совершенной армией средневековья – непобедимыми степняками, спаянными железной волей Чингисхана в один громящий кулак. А ещё, дескать, у ордынцев были самые дальнобойные луки – практически автомат Калашникова.
Но насчет непобедимости монголов позвольте не согласиться: да, порой монгольские военачальники показывали себя гениальными стратегами, но и они терпели поражения – например, от тех же персов или волжских булгар.
К тому же и русская тяжёлая конница уже имела большой опыт успешных сражений со степняками-кочевниками – с теми же половцами, например, которые, заметим, ничуть не хуже монголов стреляли из лука. Вообще все кочевники с детства тренируются стрелять на полном скаку.
Но, увы, русские князья сами себя победили.
* * *
Стойбище монгольской орды обнаружилось на реке Калке. Судя по всему, это нынешняя река Кальмиус в Донецкой области или один из её притоков.
И тут князья Мстислав Удатный и Мстислав Старый насмерть переругались. И по поводу старшинства, и из-за дележа добычи, и по вопросам тактики.
«Была распря великая между ними», – поясняет летописец.
В итоге князья сражались сами по себе.
Первыми через Калку переправились половцы Яруна и дружины черниговцев и волынцев. Затем полки Мстислава Удатного. А вот полки Мстислава Киевского вообще не приняли участия в битве, оставшись в укреплённом лагере.
Возглавил атаку юный князь Даниил Волынский, которому не было и 22 лет. «Млад, дерзок и храбр, – писали о нём летописцы. – С головы и до ног его не было на нём порока». Рядом с ним бояре Семьюн Олюевич и Василько Гаврилович.
Встречный удар двух полков тяжеловооружённой конницы был страшен. Монгольское копьё пробило доспех на груди Даниила, но в пылу битвы он вообще не заметил ранения.
А сбоку на врага наседают уже дружинники князя Олега Игоревича из Курска.
Куряне – это дети витязей, воспетых 35 годами ранее в «Слове о полку Игореве»: «Под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, пути им ведомы, яруги известны, луки у них натянуты, колчаны отворены, сабли навострены, сами скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы!»
И монголы побежали.
Русская конница – за ними!
И тут же русские воины убедились, что бегство было притворным: чтобы растянуть русские боевые порядки и заманить передовые полки в окружение.
И наступление сменилось паническим бегством.
Те же половцы бежали прямо через русские станы войска Мстислава Черниговского, опрокидывая котлы, шатры, коновязи, сшибая и топча людей, которые не успели надеть доспехи и построиться в боевые порядки...
Остаткам полков Даниила и Мстислава Удатного удалось на лодках переправиться через реку и убежать подальше.
При этом Мстислав Удатный совершил вполне естественный для того времени, но исключительно подлый, с нашей точки зрения, поступок: чтобы спасти себя и своих людей от погони со стороны монголов, он велел сжечь все лодки и плоты, оставив на верную смерть остальных бойцов. «Князь Мстислав Мстиславич Галицкий… велел ладьи сжечь, а другие рассечь и оттолкнуть от берега, боясь по себе погони татар», – написал летописец.
* * *
В это время войско Мстислава Киевского, укрывшееся на скалистой возвышенности в укреплённом лагере, три дня отбивало атаки монголов. Но потом предводитель бродников Плоскиня, перешедший на сторону монголов, убедил князя сдаться, обещая, что ни единой капли крови сдавшихся не будет пролито.
Осаждённые сдались. Монголы своеобразно выполнили обещание: сложивших оружие князей и дружинников они убили без пролития крови, положив их под бревенчатый помост, на котором нойон Джэбэ и Субэдэй-багатур устроили банкет по случаю победы.
Впрочем, китайская хроника «Юань ши» сообщает, что взятого в плен Мстислава Старого отвезли в ставку старшего сына Чингисхана Джучи, который лично приказал казнить князя – за убийство монгольских послов.
* * *
Такого поражения Русь еще не знала.
Новость о поражении русских князей от неведомых миру степняков облетела весь цивилизованный мир.
Генрих Латвийский в «Хрониках Ливонии», написанных в 1225 году сообщал, что спаслась лишь десятая часть русского воинства.
Арабский хронист Ибн-аль-Асир сообщил, что на Калке монголы убили 40 русских королей.
Как же повлияло поражение на Калке на Русь?
Самым плохим образом: силы клана Ростиславичей были подорваны, и никакого объединения русских земель не произошло. И если Мстислав Удатный всего на пару месяцев собрал войско из двух десятков князей, то через 14 лет, когда орда хана Батыя пришла к Рязанскому княжеству, на зов рязанцев не откликнулся никто.
Сам Мстислав Удатный вернулся в Галич, но в 1227 году он добровольно отдал княжество другому сыну Андраша II – королевичу Андрашу III. А сам удалился в свой старый Торческ, приняв перед смертью схиму.