– Проект «Путь ремесленника», идеологом которого вы являетесь, далеко не первый подход к развитию социальной инициативы и предпринимательства на местах. Можете кратко описать некоторую эволюцию, которая к нему привела?
– Пожалуй, есть одна глобальная идея, от которой отпочковываются мои самые разные проекты. Она в том, чтобы всем вместе, дружно и в согласии, было хорошо жить. Ну да, вот так. И началось всё с «Альтуризма»: когда мы собирали активных горожан на особые туры в глубинку – не просто ездить отдыхать, но помогать местным в их важном деле или миссии. Дело в том, что у нас – как это ни парадоксально – нет особо выбора, где жить. Все переселяются в города не потому, что мечтают о городской жизни, а потому, что не видят альтернатив. Это приводит, в свою очередь, к огромному количеству психологических проблем: от нелюбви к себе до конечной неприязни к ближним. Ведь если ты себе где-то изменил, это аукнется: тебе становится только хуже и хуже. Я начала с простого размышления: есть люди, которые хотели бы жить в малых населённых пунктах, но они не могут себе этого позволить. Почему они уезжают в человейники? Почему ездят на работу с тремя пересадками, живут в нелюбимой съёмной квартире, соглашаются на бессмысленную занятость? Почему они на это идут? Почему, в конце концов, не переезжают в города поменьше или в деревню, где им комфортно? И когда я начала искать ответы, то обнаружила, что проблемы, о которых говорят обычно в первую очередь (там нет работы, плохие дороги и инфраструктура), как раз не первостепенные, они просто следствие других более серьёзных проблем. Если ты хочешь жить в деревне, ты найдёшь себе работу. Даже без дистанционного онлайна!
В нашей деревне Косаричи, например, круглогодично живёт 20 человек. Среди них есть мужчина 50 лет, который как все пытался уехать в город, но не смог жить без своего бора и речки. Он вернулся домой и, не имея ни особенного образования, ни компетенций, устроил свою жизнь замечательно: ловит рыбу, продаёт её, подрабатывает у местных предпринимателей и, конечно, принципиально не пьёт. В итоге он насобирал хорошую сумму денег и даже думает: показать своей дочке мир, отправившись в путешествие, или купить квартиру? Это история простого деревенского жителя, который поставил себе задачу, осознал, чего он хочет. Всё возможно, если действительно хочется жить в деревне. Ты можешь не просто найти заработок, но сделать его таким, каким хочешь. Есть и другое доказательство моего тезиса, более, так сказать, масштабное. Это множество построенных на деревенских территориях заводиков, куда предприниматели надеялись привлечь местных жителей из расчёта: живут в округе 300 человек, жалуются, что нет работы, ну хоть 200 из них придут ко мне! Но нет. Заводик открывается, а работать никто из местных не идёт, и далее возникает развилка: либо предприниматель закрывает дело, либо привозит мигрантов. И это повторяющаяся ситуация. Проблема в том, что людям нужна не работа, а зарплата, а это разные вещи.
– И вот то, о чём вы сейчас сказали, и есть корень всего неустройства? Хочется не работать, а получать?
– Корень – иждивенческое мышление. Вот весь этот комплекс соображений: нам должны, пусть приедет дядя и решит наши проблемы и проч. Как только мышление у человека меняется на проактивное, он тут же начинает видеть возможности на месте проблем – и жизнь устраивается. Это справедливо на разных уровнях сложности. Шутка ли: даже если человеку не нравится имеющаяся школа для его ребёнка, он может (и такие примеры есть) создать школу сам, да так, что к нему будут съезжаться другие родители не только из близких деревень, но даже городов. Это, конечно, непростая история, но она возможная и бескомпромиссная. «Альтуризм» возникал как инструмент для изменения мышления – с иждивенческого на проактивный. Когда мышление меняется, меняется всё. Простой пример: сломалась у человека лавочка перед домом. Если он уверен, что его деревня загибается, если ждёт, когда наконец на неё обратят внимание чиновники, он её не починит ни при каких условиях. Но если он знает, что в этой деревне будут жить его внуки, он её починит – даже если у него нет ни денег, ни умений это делать. Если я знаю, что это нужно, вопроса чинить или не чинить лавку просто не возникает.
– С мышлением работать сложно. На каком этапе остановился «Альтуризм»?
– В 2020 году он закрылся с началом карантина. Мы с командой решили вернуться к тому, для чего мы, собственно, его делали, и поставили вопрос: что ради нашей цели по развитию малых территорий мы можем придумать в новых условиях? У нас родилось порядка 20 идей, из которых в итоге выстрелили три. То есть за пять мы взялись, 15 отбросили, а три выстрелили. Из них «Путь ремесленника» – самая бурно развивающаяся.
– При том что «Путь ремесленника» видится проектом, рассчитанным на маленькую аудиторию: людей, заинтересованных в том, чтобы что-то делать своими руками.
– Внешне кажется, что так, но на самом деле это на всю страну и для всех. Путешествия по России ярко показали нам: у нас очень мало мастеров, их просто невозможно найти, потому что нет тех, кто, во-первых, вписан в какую-то реальную традицию, а во-вторых, понимает современный мир. Есть умельцы, которые готовы делать деревянные ложки, но деревянной ложкой откровенно неудобно есть: купив её, вы получаете сувенир, который не подходит современному дому, который неуместен, выглядит аляписто, если его специально не обыграть – а кто будет менять весь дизайн дома ради одной ложки?.. В общем, при богатстве ремёсел и традиций в России практически не найти симпатичных аутентичных вещей. Более того, мы продолжаем терять традиции – и отчасти из-за этого посыла: вот, традиции это важно, их надо чтить... Но это, простите, скучно! Традиции нужно не чтить, а жить ими, дать им войти в каждый дом. Ремесленники скажут вам, что их основная проблема – с продажами. И это тоже неправда, это, как говорится, «социально одобряемый ответ». Ведь единичные мастера, которые делают классные вещи, не имеют проблем с продажами. Да, в 1990-е можно было научить продажам и за счёт этого продать всё что угодно: дешёвое, некачественное и т.д. Но сейчас публика пресытилась Китаем. Чтобы её заинтересовать, нужно что-то более долговечное и стоящее. Поэтому реальная проблема, как правило, либо в самих изделиях (они не актуализированы), либо в психологии мастера (который боится выходить на определённую аудиторию). Иногда бывает проблема с упаковкой, но это реже. В общем, мы начали смотреть, у кого в мире получается актуализировать традицию. Тут всё довольно предсказуемо: скажем, мы активно пользуемся актуализированными традициями Скандинавии – они буквально вошли в каждый дом. Япония тоже преуспела, но ориентируясь на свою более «эстетскую» аудиторию. Нам было интересно, в чём здесь секрет успеха. Оказалось, на базовом уровне он один: в соединении ремесленника и дизайнера. Иногда эти два амплуа соединяются в одном человеке, а иногда не просто в разных людях, но даже в разных компаниях: кто-то несёт знание традиции, а кто-то умеет всё актуализировать и упаковывать. На базе этого мы создали наш «Путь ремесленника» – акселератор, в котором ремесленник работает вместе с дизайн-наставником (или бизнес-наставником), а также коучем или психологом. Каждый ремесленник работает с двумя людьми в течение 8 недель, и за это время главное, что происходит: мастер понимает, зачем он делает то, что делает. И уже на базе понятого предназначения дизайнеры помогают ему создать новые вещи. Мастер выходит из программы со своим изделием или коллекцией изделий, дизайнер даёт ему алгоритм. Важно, что у людей уходит страх: мол, если я сделаю нечто классное и у меня это украдут – всё пропало. Ремесленник понимает, как делать классное не случайно, а систематически, постоянно. Если кто-то попытается скопировать что-то твоё, это не будет органично, потому что в твоём содержании, а не форме изделий, – весь смысл ремесленной продукции.