На Софийской стороне Великого Новгорода археологические работы шли на четырёх раскопах при поддержке правительства Новгородской области. Работы на трёх из них завершены. Площадь оставшегося котлована составляет 300 квадратных метров. Интересно, что главные сокровища нашлись тогда, когда археологам пришлось проводить спасательные раскопки в связи с реконструкцией «Морского центра капитана Н.Г. Варухина» в холодное время года. Перед глазами учёных предстала средневековая улица Другонова, которая была раньше известна только по письменным источникам. Стенки котлована требовалось укрепить, и эта работа задержала раскопки до ноября 2023 года. Практически каждый шаг приносил бесценные дары, которые отдавала земля, искусственно согретая и освещённая. Нашли шесть берестяных грамот, 12 вислых печатей, среди которых печать князя Ярослава Ярославича, брата Александра Невского, первые для истории Новгорода денарии архиепископов Кёльна середины XIII века.
Вообще говоря, методика полевых археологических работ Научного совета по полевым исследованиям РАН допускает зимние раскопки только в исключительных случаях. Риск разрушения и без того хрупких вещей возрастает многократно. Но археологов ограничили во времени для работы. Мощность культурного слоя в раскопе достигает семи метров, из которых уже подняты на свет 1500 находок из чёрного и цветных металлов, янтаря, стекла, камня, глины, различных органических материалов, а в целом – порядка 200 тысяч предметов. Вновь восстали из праха четыре усадьбы с частоколами, жилые и хозяйственные постройки XI века. И, наконец, в нижних отложениях культурного слоя раскопа обнаружено сокровище сокровищ – сребреник крестителя Руси князя Владимира Святославича, датирующийся концом X века. «Тщательные исследования перед проведением строительных работ чрезвычайно важны для сохранения культурного слоя Великого Новгорода, находящегося под охраной ЮНЕСКО, – говорит Олег Олейников, начальник отряда Новгородской археологической экспедиции ИА РАН. – Уникальная находка, полученная при проведении спасательных раскопок, практически в экстремальных условиях, ещё раз подтверждает слова Валентина Лаврентьевича Янина, что ни один квадратный метр культурного слоя Великого Новгорода не должен быть уничтожен при городском строительстве».
С нимбом и без нимба
Монета красивая, для её чеканки использовалось серебро арабских монет. На одной стороне в плаще, скреплённом на груди, и в высокой шапке с подвесками сидит Владимир Красно Солнышко. В правой руке креститель Руси держит крест на длинном древке, левую прижал к груди. У левого плеча Владимира Святославича изображён княжеский трезубец, вверху – круговая надпись: «ВЛАДИМИР А СЕ ЕГО (СРЕБРО)». На обратной стороне – погрудное изображение Иисуса Христа с Евангелием. Это вторая монета такого типа, найденная за всю историю раскопок в Новгороде. Ведь сребреник святого Владимира выпускался недолго, и в основном встречался он в Южной Руси, на территории Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. Дело в том, что экономической целесообразности его выпускать не было: торговля шла византийской и арабской золотой и серебряной монетой. Решение князя было политическим: монета служила дополнительным знаком суверенитета христианского государя. «Изготовление монет Владимиром Святославичем и его сыновьями, Святополком Ярополчичем и Ярославом Владимировичем, продолжалось не более 30 лет, – комментирует заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков. – Их выпуски, вероятно, были незначительными, а сама попытка русских князей наладить самостоятельную чеканку звонкой монеты оказалась кратковременным неудачным эпизодом в тысячелетней истории русской денежной системы. Но сам факт чеканки отразил два основополагающих политических события в развитии Руси: образование древнерусского государства с центром в Киеве и принятие христианства в качестве государственной религии».
До недавнего времени вообще на Северо-Западе России не было известно о находках древнейших русских монет. Считается, что все монеты Владимира, а это златники и четыре типа сребреников, и его сына Святополка изготавливали в Киеве. В последние годы единичные сребреники Владимира и Святополка находили на севере: в Курской, Брянской, Тульской, Калужской и Владимирской областях. В 2010 году экспедиция ИА РАН обнаружила сребреник Владимира четвёртого типа во время работ на Десятинном раскопе на Софийской стороне Великого Новгорода.
Все монеты князя делятся на четыре типа по внешнему оформлению. За всю историю раскопок их найдено всего около 800. У монет первого типа на реверсе не изображение Христа, а родовой знак – трезубец, и две надписи совмещены в одну: «Владимир на столе, и сие его серебро». Дизайнеры X века избавлялись от византийских мотивов. К первому, самому древнему типу, относится найденная недавно монета. Этот тип наиболее массовый – известно около 300 экземпляров. В их изготовлении задействовали не менее 100 штемпельных пар. Правда, установить штемпели, которыми был отчеканен новгородский сребреник, среди опубликованных монет пока не удалось. По словам известных отечественных нумизматов Марины Сотниковой и Ивана Спасского, «древнейшие русские монеты – первый увековеченный в металле материальный комплекс памятников русской государственности, внушительное собрание миниатюрных памятников ремесла и изобразительного искусства, языка и письменности конца X – начала XI веков».