Курская историческая аномалия: враги нападали внезапно

Краткий обзор многострадальной истории лесостепного пограничья

Фото: t.me/kurskadm

Фото: t.me/kurskadm

Атака ВСУ на Курскую область поднимает много исторических ассоциаций. От рейдов половцев и печенегов до рейда батьки Махно на Суджу (о чём вся Россия узнала 9 августа 2024 года) – многое пришлось претерпеть этой земле за тысячелетия. Сегодня самое время сделать краткий обзор многострадальной истории лесостепного пограничья.

Слобожанщина – историко-географический регион на территории нынешней северо-восточной части Украины и юго-востока Черноземья в России. Этот регион родился на стыке русского Черноземья, бывшего «Дикого Поля», и Малороссии. На территории Российской Федерации к Слобожанщине относятся большая часть Белгородской области и соседние южные районы Курской и юго-восточные районы Воронежской областей. Здесь говорят на суржике и поют раздольные песни, одинаковые с обеих сторон российско-украинской границы, из которой теперь пытаются сделать буферную зону, выжженную и заминированную землю.

От курской Суджи – 98 километров по прямой до Путивля, города в Конотопском районе Украины. Того самого, где княжил князь Игорь из «Слова о полку Игореве» и плакала на крепостных стенах Ярославна. Напомним, князь Игорь двинулся на половцев, поскольку его княжество регулярно подвергалось набегам со стороны степи, потерпел поражение и попал в плен (о чём, собственно, и плакала его супруга на стенах Путивля). Рыльское удельное княжество, в которое входил город Суджа, возглавлял князь Святослав Ольгович, тоже участвовавший в этом походе. Вместе с князем Игорем он попал в плен, потом, по одной из версий, вернулся на Русь и стал курским князем.

Сейчас с территории Рыльского района Курской области идёт эвакуация жителей. Географические названия из памятника древнерусской литературы перекочевали сегодня в хронику с линии боевого соприкосновения – Северский Донец, Оскол, Сейм. Реки на месте, а государства с тех пор на этой территории бывали разные: от Киевской Руси до золотой Орды и Речи Посполитой. Тот же Путивль уже в XX веке периодически входил в состав то Курской области РСФСР, то Сумской области УССР.

В 1239 году Курское княжество одним из первых русских княжеств столкнулось с татаро-монгольским войском Батыя. В этот момент курского князя Олега более занимал конфликт с князем Даниилом Галицким, и он просмотрел врага – почти так же, как это происходило в начале августа 2024 года. Горожане, оставленные князем, попытались обороняться, отказавшись сдаваться без боя. Подмога не подошла, город был сдан, большинство жителей перебиты, несколько десятков лет город лежал в руинах. Потом там посадили татарского баскака, и некоторое время вместо Курского княжества существовала Курская тьма (слово «тьма» – русская адаптация монгольского названия «тумен», так назывались военно-административные округа, способные выставить десять тысяч боеспособных мужчин).

Затем с середины XIV до начала XVI века Курск входил в состав державы Гедиминовичей – Великого княжества Литовского (ещё в XIII века литовские князья подчинили себе Полоцкое княжество, а затем Смоленское, Волынское и Киевское княжества и Северские земли).

Лишь в 1508 году город вошёл в состав Великого княжества Московского и стал пограничным пунктом, который приобрёл важное значение на пути проникновения на территорию Московского царства крымских и ногайских татар, совершавших в то время опустошительные набеги.

В 1606–1608 годах, в начале Смутного времени,  в Путивле формировалась армия Ивана Болотникова, любимца советской историографии и топонимики (улица Болотникова есть, например, всё в том же Рыльске), предводителя крестьянского восстания против крепостного права  и одновременно союзника Лжедмитрия.

В 1612 году Курск осадили польско-казацкие войска. Снова появление неприятельского войска оказалось для жителей полной неожиданностью. Гарнизон не имел достаточно сил, чтобы обеспечить оборону всего периметра укреплений. Осада длилась четыре недели, но крепость так и не взяли. Предание гласит, что город уберегла Курская икона Знамение Божией Матери. В лагере врага начались «страшные явления», поляки с казаками отступили от города.

И, наконец, ещё более близкие исторические аналогии. Передо мной лежит книга «Курский край в Гражданской войне», изданная Курским государственным музеем археологии в 2013 году. Именно в этих краях происходили воспетые советским кинематографом в 1960–1970-х годах приключения «неуловимых», «свадьба в Малиновке», «бабьи бунты на хуторе» и прочие события, ставшие уже нестрашными, опереточными. Гражданская война, когда воюют люди одной культуры, говорящие на одном языке, исповедующие одну и ту же религию, казалась давним прошлым.

Даже в 2013 году сложно было представить, что почти пошагово повторится то, что в этом сборнике описывается в главе под названием «Рейд Н.И. Махно по Курской губернии. (От того рейда в Суджинском районе осталось название села Махновка – оно 10 августа 2024 года попало под контроль ВСУ.)

В январе 1921 года курский губвоенком докладывал, что в 18 верстах к юго-западу от Суджи орудует банда «в 200 сабель». Но ситуация оказалась серьёзнее. Вместо небольшой группы на территорию губернии прорвалась вся Повстанческая армия во главе с легендарным батькой. «Численность бандитов 2–3 тысячи, преимущественно на лошадях, при 35 пулемётах системы Максим», – гласили уточнённые доклады. Махновцы захватили слободу Белую (сейчас в Беловском районе Курской области объявлена эвакуация), Суджу, Новый Оскол. Они прошли по курским уездам, практически не встречая сопротивления.

Жители от них прятали вещи и скот, но встречали нейтрально и даже положительно, потому что перед этим столкнулись с продразвёрсткой и успели разочароваться в советской власти. Махно же разрешил свободную торговлю и местное население не трогал – за исключением милиции и коммунистов, с которыми иногда показательно расправлялся. «В исполкоме украдено 10 стульев, 15 плакатов, одна лампа, ведро, стаканы, изорван большой портрет в красках тов. Ленина» – это описание последствий махновского погрома к Короче (сейчас это Белгородская область, где нынче тоже неспокойно).

Махновцы уходили из Курской губернии в Воронежскую. В первых числах февраля Красная армия  разбила их у села Николаевка, лишь отдельным отрядам и самому вожаку удалось бежать в Украину.  

Что будет сейчас – мы пока не знаем. Конечно, главное – чтобы не дошло до аналогий с Курской битвой, одним из главных сражений Великой Отечественной войны. Время подкидывает самые малопредставимые сюжеты: сложно жить в исторические моменты, когда всё разворачивается вперёд, а не назад, и невозможно заглянуть в энциклопедию и узнать, чем там всё кончилось. Оно не кончилось, оно продолжается...

 

Читайте также