Нина Мальцева, заместитель директора по науке Историко-культурного комплекса «Вятское» (село Вятское, Ярославская область):
– Полюбить, любить… Когда я прочитала ваши вопросы, у меня сразу в памяти всплыли строчки Маяковского:
Любить – это значит:
в глубь двора вбежать
и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой своей играючи.
Для меня «полюбить землю» означает заботиться о ней, созидательно трудиться. И не важно, где ты живешь: вот здесь, рядышком, на своей земле или вынужден идти на заработки, в отхожий промысел. Случалось, что наша ярославская земля и в давние времена не могла прокормить человека: он уходил, но удерживал с ней связь. Была даже замечательная пословица: «Век живи на стороне, дом держи по старине». Как любили наши предки свою землю? «Середина жизни» заботилась о «краешках»: они строили, например, богадельни, школы. У нас на ярославщине было много замечательных купцов, которые тратили свои деньги другим во благо: Александр Иванович Верещагин – поставщик двора Его Императорского Величества, купец Сергей Луппович Кундышев-Володин... Живя в Петербурге, на юге России, в Николаеве, они свою малую сельскую родину не забывали, возрождали её. И для нас сегодня очень важно сохранить архитектурные достопримечательности нашего села, чтобы передать следующим поколениям.
Дмитрий Кузнецов, фолк-музыкант, композитор, арт-продюсер, организатор культурных событий и общественный деятель (Рыбинск):
– Мы в прошлом году отдыхали на юге всей семьёй. Там тепло, хорошо, и я под конец детям говорю: «Так давайте, может, мы здесь останемся? Вы здесь в школу пойдете…» И мне десятилетний сын отвечает: «Нет, папа, я хочу домой! Как я могу, как мы можем уехать, ведь дома мои кошки, там собака моя, там всё, к чему я привык. Ни в коем случае я не могу». Вот в этих словах ребёнка очень чувствуется любовь к своему месту. У меня, конечно, сейчас большой проект: я участвую в полной реконструкции города, но для себя я всё-таки определяю, что моя любовь к родине начинается с семьи, с дома. Я живу в своём доме. Это старая такая купеческая усадьба... Возрождение, поддержание своего дома, как мне кажется, – это не что-то маленькое, незначительное по сравнению с «большими проектами». Мы должны облагораживать то место, где находимся, и тогда островки, созданные нами, сформируют родину.
Жанна Потравко, председатель ТОС «Усадьба Подвязье», советник Российской академии естествознания Минобрнауки РФ (село Подвязье, Нижегородская область):
– Я немножко расскажу историю места, за которое я отвечаю. Заброшенная, забытая всеми, очень поруганная усадьба, разворованная мародёрами (и замечу, это не местные жители) досталась мне около 18 лет назад. Я сюда приехала, и вот в первый мой приезд, как только я её увидела, сразу поняла: это и есть «то место». Всё померкло, всё в моей жизни перестало существовать, я поняла: вот то, чем я должна заниматься, то, в чём должна воплотиться. Причём есть ощущение того, что я не могу это переложить ни на кого. То есть я посмотрела вокруг, а никого нет, никто вместо меня это не сделает. Самой серьёзной проблемой на поверку оказались люди, которые сначала противодействовали моим начинаниям. Из усадьбы вырезали весь металл, взяли всё, что можно было, выковыривали кирпич, и, кроме всего прочего, всё село несло сюда мусор. А я шаг за шагом, метр за метром всё разгребала. Я сажала цветы, а кто-то мне чуть ли не на руки вываливал ведра грязи… Но потом что-то изменилось. Люди поверили, что можно смотреть на это место иначе: сегодня возрождается усадьба, возрождается храм. Я хочу только сказать, что каждый должен для себя понять: у него есть ответственность за определённую часть этой планеты, этой земли. Надо делать максимально всё для того, чтобы вот этот доверенный тебе участок земли, участок мира возродился. И, может быть, тогда и дети увидят это.
Сергей Овчинников, врач, издатель литературного альманаха «Тула» (Тула):
– Я хотел бы сказать о том, что любовь рождается из чувства радости, то есть когда нас что-то радует в общении с родиной, то мы испытываем любовь. А что обычно нас радует? Во-первых, красота: красота природы, красота места, красота людей. Вот, например, когда я на вас смотрю, я чувствую, что люблю свой народ, потому что тут есть такие прекрасные представители моего народа. Кроме того, это чувство смысла, это ощущение принадлежности к какой-то большой общности, к вере православной, к огромной стране под названием «Россия», у которой гениальная совершенно история, гениальная литература. И я считаю, что я люблю Россию и должен воспитывать любовь в своих детях, в молодых своих земляках, поддерживать именно то, что у меня вызывает радостью и чувством единения с моей родиной. Это вера и литература, язык – вот главные вещи, на которых я концентрируюсь.
Ольга Синицына, руководитель Детско-юношеского центра Преображенского братства (Москва):
– Слово «патриотизм» почти потеряло своё подлинное значение, много имеет подмен. Сейчас его даже неприлично как-то произносить. Но мне очень нравится, как Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что любовь к своей земле, к родине – это начало творческое, которое может вдохновить всю жизнь человека. Два года назад мы с подростками были в Павловке. Это родовое имение князя Сергея Михайловича Волконского. Удивительное место! Сейчас оно находится в Воронежской области, а до революции это была Тамбовская губерния. Там кругом степи, долы, ничем вроде бы не примечательные. И вот в его воспоминаниях, которые Сергей Михайлович написал в 1921 году, уже в советской России, есть одна глава о родине. Он там задаётся вопросом: отчего мы всё это любим, эту унылую степь? И отвечает следующим образом: «Для меня это непрерывное творчество задумывать, осуществлять и видеть в каждый свой приезд упрочение и рост того, что сделал в прежние годы, такое нескончаемое удовлетворение». То есть он рад преображению пустыни. Я перед собой ставлю вопрос, который чем-то схож с вопросом князя Волконского: «Мы любим родину, но что мы любим? То, что было, то, что есть, то, что будет? Мы не знаем». Поэтому в моей жизни один из приоритетов – узнать ту Россию, которую мы потеряли, узнать, какая она была, и осуществить преображение пустыни, доставшейся нам в наследство от трагического ХХ века. Любовь к родине во мне связана с таким творческим началом, с надеждой на возрождение своей земли.