В наследство от Советского Союза мы получили два гендерных праздника – 23 февраля и 8 марта. Поздравления в эти дни обычно связаны с социальной ролью мужчины и женщины: мужчина – защитник, женщина – мать. Почти как «охотник» и «хранительница домашнего очага». Несмотря на то что существует День матери, у нас всё равно принято поздравлять девочек и женщин с тем, что они потенциально и реально матери, или же просто с тем, что они женщины. Сегодня мало кто в России 8 марта говорит о борьбе за права женщин, хотя изначально памятная дата имела именно политический контекст. В России этот праздник связан с женскими демонстрациями 23 февраля (8 марта по новому стилю) 1917 года. В Первую мировую войну в Петрограде женщины выступали под лозунгом «Хлеба и мира!». Спустя четыре дня Николай II подписал указ о даровании женщинам права голоса. Демонстрации к этому времени перетекли в забастовку, а забастовка – в вооружённое восстание. 2 марта 1917 года император отрёкся от престола.
Придя к власти, большевики решили увековечить подвиг русских женщин, и в память о женской забастовке, положившей начало революции, было решено 8 марта праздновать Международный женский день. Конечно, сейчас, кроме коммунистов, мало кто вспоминает историю этого праздника в России. Явная идеологическая подоплека ушла, праздник носит теперь романтико-языческий характер: репродуктивная функция как проявление женственности, культ рождения, семьи и детей. Были ли в Российской империи дни, когда поздравляли исключительно женщин? Специального светского праздника не было. Дореволюционная Россия жила согласно церковному календарю. Соответственно, праздничными днями были воскресенья, двунадесятые, великие праздники и некоторые другие, значимые для Православной церкви. Из гражданских праздников: царские дни (именины, дни рождения, годовщины коронования членов царской семьи) и Новый год.Светского женского дня не было, но был такой в церковном календаре – День жён-мироносиц. Он выпадает на третье воскресенье после Пасхи. В этот день Православная церковь вспоминает святых-жён – свидетельниц страданий, смерти и воскресения Христа. Обрядовая сторона праздника в дореволюционной России была очень насыщенной. При этом обычаи могли отличаться территориально – даже в пределах одной губернии! Было и общее: особенное значение обрядов, связанных с пасхальными яйцами. Конечно, важно было в этот день и побывать на литургии. В Подмосковье, например, каждая из молящихся, подходя ко кресту, христосовалась со священником и давала ему яйцо. Подобный обряд исполняли мужчины на утрене Пасхи. В Вятской губернии (территория современной Кировской области) сложилась традиция женского пира. Одна из его участниц по жребию готовила обед к тому времени, когда остальные вернутся из церкви. Пир заканчивался песнями и плясками. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины по случаю праздника собирались на выгон. Они готовили на костре яичницу и пели весенние песни. В той же губернии – в Смоленском, Краснинском, Ельнинском уездах – женщины обходили все дома, в каждом готовили яичницу. Там, где до церкви было далеко, женщины собирались в лесу с обрядовыми приношениями – сырыми, печёными, крашеными яйцами. Они шли с песнями, потом христосовались и кумовались. Каждая женщина снимала с шеи крест и вешала на дерево. К нему подходила другая, крестилась, целовала его и обменивала на свой крест. После этого женщины снова пели и жарили яичницу.
Конечно, в этот день было принято приветствовать друг друга особо. Пожелания женщин друг другу были связаны с семьёй, с продолжением рода: молоденькой девушке желали «расцвести», девушке постарше – не остаться в девках; женщине – детей. Поэтому и яйцо участвует во всех обрядах не только в связи с Воскресением – как символ торжествующей жизни, но и как символ её природного продолжения. Для некоторых православных женщин сегодня День жён-мироносиц — своеобразный аналог 8 Марта. Насколько уместна такая аналогия? Жёны-мироносицы, пока остальные ученики Иисуса Христа были в страхе, не побоялись пойти к Его гробнице, охраняемой стражей. Они первыми услышали весть о Воскресении. Кроме того, по дороге к другим ученикам они первыми встретили Христа воскресшего. Жёны-мироносицы стали первыми, кто возвестил: «Христос воскрес!». Церковь помнит их и чтит за благовестие. Если же говорить о правах женщин, то стоит особо отметить роль христианства в достижении этих прав. Провозвестниками главного исторического события вселенского масштаба в патриархальном обществе стали женщины, и это нечто невероятное. Можно ли было без христианского основания добиться эмансипации?