Донбасс – земля открытых дверей

Чем удивил Донецк наших редакторов, волонтёров Преображенского братства на Донбассе. Литературная расшифровка радиоэфира «Комсомольская правда. Новороссия»  

Андрей Васенёв и Роман Болотов. Фото: Андрей Васенёв

Андрей Васенёв и Роман Болотов. Фото: Андрей Васенёв

Здесь люди открывают друг другу свои двери. Добровольцев, которых видят в первый раз, принимают как родных детей, а в моменты трагедии отдают другим всё до последней нитки. Чем живёт и дышит Донбасс сегодня, как на многострадальной земле раскрывается христианство, призвание и достоинство – сотрудники «Стола» и волонтёры Преображенского православного братства рассказали в интервью радиостанции «Комсомольская правда».

Ведущий Роман Болотов: В Новороссию приезжает огромное количество замечательных людей не просто, чтобы полюбоваться местными достопримечательностями, а скорее с жизненной миссией – помочь людям. Сегодня у нас в гостях волонтёры Преображенского православного братства. Расскажите о вашей организации, как давно она существует и какая у неё миссия?

Фото: Андрей Васенёв
Фото: Андрей Васенёв

Андрей Васенёв: Самое главное, наверное, надо сказать, что это не организация, а неформальное объединение православных христиан, которое родилось ещё 35 лет назад. Оно объединяет людей, которые сознательно пришли в православную церковь со стремлением служить Богу и людям.

С нашими друзьями в Ясиноватой мы общаемся с 2010 года. И когда здесь стали разворачиваться военные события, мы не могли остаться в стороне. Регулярно приезжаем с 2022 года. Ночевали у отца Виталия в храмовом доме, когда ещё постоянно летали снаряды с Авдеевки. Чувство дружбы, чувство верующего сердца тянет к тому, чтобы христианство было воплощено. И в Православной церкви такого простого, неформального, естественного христианского отношения как будто бы не хватает, а оно сейчас критично важно.

РБ: Вы сразу в Ясиноватую или же у вас появились новые точки, куда необходимо приехать и помочь? 

Олег Глаголев: Братство как неформальное дружество имеет какие-то личные связи, поэтому мы приехали в Ясиноватую. Уже много где побывали. 

А сейчас въехали сюда через Мариуполь, где у нас тоже есть друзья – в церкви прежде всего. Для нас важно, чтобы эта дружба и помощь была в разных храмах и не только в храмах, а просто с людьми. Поэтому мы ехали к вам через Азовское море.

Фото: Андрей Васенёв
Фото: Андрей Васенёв

РБ: Я уверен, что картины в Мариуполе вас должны были несколько удивить, или вы уже там бывали?

АВ: Мы там были не в первый раз, да. Мы там с 2023 года, поэтому видели его «обгрызанным» в самые-самые первые дни. И приехали, собственно, через волонтёров, которые там были ещё во время штурма. Мы жили в доме, в котором был обвален один подъезд. И помогаем там в первую очередь тем людям, которые пережили штурм в городе. 

Но в этот наш приезд открытие для нас – это Донецк. Как вы понимаете, нужд для помощи здесь конца и края нет.

РБ: Это правда. 

АВ: Это просто бесконечно. Надо сразу сказать, что у нас нет фонда специальной поддержки Донбасса. Как это происходит? Мы просто в какой-то момент с Олегом говорим, что можем поехать, например, в ноябре, кидаем клич по братству. А это очень разные люди: пенсионеры, люди разных социальных слоёв, образования. И кто сколько может, у кого сколько есть, все скидывают какую-то копеечку. И мы пишем своим друзьям на Донбассе, что у нас есть такая-то сумма, подумайте, на что это потратить, нам нужно оказать именно адресную помощь. И вот они пишут списки, а мы формируем маршрут, приезжаем, помогаем. 

И мы так всегда ездили, а в этом году поняли, что всё время проезжаем мимо Донецка. Ну, то есть мы здесь были, но повстречаться с людьми, пообщаться, узнать, чем дышит этот город, – это впервые. И честно скажу: меня Донецк очень радует, я вижу здесь живых людей, это здорово.

Фото: Андрей Васенёв
Фото: Андрей Васенёв

РБ: Итак, чем дышит, по-вашему, город?

ОГ: В первый же день, когда мы сюда приехали, мы попали в молодёжную библиотеку и поговорили о Достоевском. Это был день рождения Фёдора Михайловича, и было здорово поговорить о человеке подполья по «Запискам из подполья», поговорить с людьми не только компетентными, а там были компетентные люди, но людьми, которые переживают заново то зло, ту невысказанность, которая загнана внутрь человека, внутрь общества. 

Ну и потом мы были в вашем прекрасном Театре кукол, встречались с режиссёром. Увидели, что если не фонтан, то – серьёзно – какой-то творческий родник пробивает здесь землю. 

Мы встречались с прекрасными священниками, с творческими людьми, например дизайнерами. И каждая встреча была удивительной, потому что это люди, которые не только любят свою профессию, но они любят Донбасс, людей, которые здесь живут. Они пережили и переживают происходящее, потому что это их земля.

РБ: Какой опыт вы привезёте и привозите каждый раз с исторических территорий домой?

АВ: Не знаю, обращаете ли вы внимание: люди перестали ходить друг к другу в гости. У нас все праздники, всё что угодно происходит в кафе, в ресторанах, в каких-то третьих местах. Сейчас даже термин такой появился – «третье место». 

Фото: Андрей Васенёв
Фото: Андрей Васенёв

А мне видится, что особенно здесь, сейчас, на этой травмированной земле вот это обретение дома – это принципиальный момент. А оно начинается тогда, когда ты свой дом открываешь навстречу. 

И вот мы же сюда приезжаем к простым людям – о нас заботятся бабушки-пенсионерки, сотрудницы и волонтёры храма и так далее. Нас принимают так, как будто мы им родные дети. Это люди, которых мы видим впервые в жизни. Понимаете? И это огромная ценность. И я буду об этом всё время рассказывать. 

ОГ: Еще важно то, какими оказались священники… Мы давно живём в церкви и понимаем, насколько важно человеку быть собой. А здесь священники как бы оказались на своём месте. Что отец Виталий Бакун, что отец Евгений, отец Алексей, ещё один отец Алексей из Авдеевки, отец Михаил, который сейчас в Селидове служит. Эти люди вместе с народом пережили то, что пережили. И они раздавали всё, что было, до нитки отдавали своё людям вокруг. И в этом какая-то высота призвания, высота человеческого достоинства, ну и необыкновенная открытость.

Конечно, мы рассказываем об этом своим друзьям, каких у нас немало в разных городах. Да и отец Георгий Кочетков, духовный попечитель нашего братства, который нас благословил сюда приехать, он очень радовался нашей идее побывать здесь и нашим рассказам о том, как здесь люди тянутся к свету. 

РБ: Донбасс в частности, как и Новороссия, чувствует эту поддержку. И то, что вы сказали по поводу открытой жизни, открытого дома, мне кажется, в Донецке это более чем принято. 

АВ: Будете в Твери и в Екатеринбурге – приходите в гости.

РБ: Обязательно, я очень много наслышан об этих городах. У меня есть большая мечта покататься по большой России. Наверное, больше, чем съездить куда-нибудь в Турцию. И всем остальным желаю придерживаться таких направлений нашей необъятной и большой страны.

Читайте также