«Обратная колонизация» и «афро-азиатская волна»: будущее человечества в XXI веке

Пристегните ремни: мир идёт в зону турбулентности. Наступает эра нового великого переселения народов 

Фото: Wonder KIM/Unsplash

Фото: Wonder KIM/Unsplash

Людям часто свойственно заблуждаться, что тот мир, который они видят вокруг, является чем-то постоянным и незыблемым. Однако это не так. И тот мир, который мы знаем сейчас, в ближайшие десятилетия сильно изменится. Сохраните этот текст у себя в закладках. 

Темп изменений начал нарастать на рубеже XIX–XX вв., когда развитие современных политических институтов и ускорившийся технологический прогресс вызвали две мировые войны, революции и появление свыше сотни новых государств.

Перемены происходят и сейчас, причём они настолько существенны, что мы можем наблюдать их невооружённым глазом. Например, смена этнического баланса в Москве проявляется в масштабной «халялизации» продукции и появлении отдельной для мигрантов торгово-развлекательной индустрии. Но процесс затрагивает не только Россию. Весь мир в ближайшее время провалится в зону турбулентности, и это объясняется тотальным демографическим сдвигом.

Население сокращается, но не везде

Бурный рост населения во второй половине XX века сменился депопуляцией в подавляющем большинстве развитых стран. Причём наиболее ярко это видно на примере Китая, который даже после отмены политики регулирования рождаемости продолжает двигаться в том же направлении, в результате чего население страны сокращается уже четвёртый год подряд. Аналогичный процесс происходит в Японии и Южной Корее. Восточноазиатские государства первыми войдут в эру нового общества, отличительными признаками которого станут крайне низкая рождаемость и более высокая продолжительность жизни. При этом общее количество населения будет уменьшаться. Согласно среднему прогнозу ООН, к 2050 году население Китая сократится на 112 млн человек.

У европейцев ситуация с сокращением численности населения выглядит не так драматично, но у них проблема иного характера: стагнация, а кое-где и незначительный прирост достигаются за счёт массовой миграции из стран Африки и Азии. Так, в 2025 году население Великобритании увеличилось приблизительно на 438 тысяч человек, и почти половина из них – 197 тысяч – являются мигрантами. Похожая ситуация складывается во Франции, Германии и Испании.

В США население растёт, но так же в основном за счёт мигрантов, среди которых основную долю составляют латиноамериканцы. Если в 1990 году испаноязычные граждане составляли 7% населения страны, то в 2023 году их стало уже 14%, хотя некоторые исследователи утверждают, что и все 18%.

В России отмечается убыль, связанная как с падением рождаемости, так и с высокой смертностью. По оценке ООН, к 2050 году население нашей страны может сократиться более чем на 10 млн человек.

Стоит признать, что восточные азиаты и европейцы вымирают. Это относится и к русским, и к американцам европейского происхождения. Но население планеты продолжит расти за счёт резкого демографического прироста в странах Африки.

Среди топ-20 стран по коэффициенту рождаемости лишь одна является азиатской – Афганистан, остальные 19 – африканские. Нигерия, население которой сейчас составляет 229 млн человек, к 2050 году должна отодвинуть США и занять третье место по численности населения с 377 млн человек. Следом будут идти американцы, а за ними Пакистан, Индонезия, Бразилия, Демократическая республика Конго, Эфиопия, Бангладеш и Египет. Согласно подсчётам специалистов, к 2050 году 28% жителей мира (то есть почти каждый третий) будут африканцами.

Среди стран, которым суждено вызвать новое «мировое переселение народов», есть и исламские, и христианские. Они располагаются в разных частях света, у них разная история, но всех их объединяет низкий уровень урбанизации (исключение – Бразилия, где свыше 80% населения живёт в городах), который свидетельствует о специфической сельской культуре жителей. Нас ждёт беспрецедентный миграционный «выброс» населения в более благополучные страны, и вызвано это будет тем, что экономический рост демографически избыточных стран будет отставать от темпов увеличения численности трудоспособного населения.

Разумеется, избыток молодёжи в условиях отстающего роста ресурсов чреват войнами как между государствами, столкнувшимися с демографическим ростом, так и внутренними конфликтами. Вполне вероятно, что где-то будут приняты программы по контролю за рождаемостью, аналогичные китайской. Но неоспоримо и то, что многие африканцы и азиаты будут вынуждены искать себе применение в развитых странах. И последствия этого будут зависеть от миграционной политики каждого конкретного государства.

Есть большие сомнения насчёт возможности африканских стран осуществить второй демографический переход (переход к обществу с низкой рождаемостью и низкой смертностью) без потрясений. Нам, конечно, это грозит в меньшей степени, так как географически и исторически Россия с Африкой почти не связана. Но подготовиться к эпохе турбулентности всё равно придётся. 

Ждёт ли расплата «белых» колонизаторов?

Очевидно, что перемены ждут не только Африку и Азию, но и Европу, которую часто обвиняют за «колониальное прошлое». Делают это не только африканцы и азиаты, но и современные российские деятели, копирующие тактику большевиков, для которых любая империя ассоциировалась с угнетением и эксплуатацией.

Стоит подчеркнуть, что в революционном языке советского государства присутствовали также и этнические, и даже расовые мотивы. Недоверие к русским как к «великодержавным шовинистам» переносилось и на другие народы Европы, запятнавшие себя «колониализмом» и «империализмом». Так, в сборнике «Современная революционная поэзия Запада», опубликованном в СССР в 1930 году, есть стихотворение венгра-большевика Антала Гидаша «Но Африка наша», где присутствуют такие строки:

Белый – убийца, белый – злодей, дитятко!

Он хуже змеи, он тигра злей, дитятко!

Ты найди его, победи и убей, дитятко!

Ты ненависть пей из моих грудей, дитятко!

Пусть зубки твои растут острей, дитятко!

И снова

Белых, белых, белых убей, дитятко!

Ненависть к господству белых тут очевидна, но разве сам автор и большинство большевиков не принадлежали к белым? Стимулирование вражды к «буржуазным» европейцам было продиктовано прагматическими соображениями: в Москве тогда мечтали подорвать колониальные империи, поддерживая национально-освободительные движения коренных народов.

Но, клеймя Российскую империю «тюрьмой народов» и бичуя европейские державы, большевики с самого начала столкнулись с нелояльными национальными движениями, выдвигавшими ответные обвинения в колониализме. Планы деколонизации Советской России друг за другом сочиняли Польша при Пилсудском, гитлеровская Германия, а затем США. Сейчас эти намерения также периодически озвучиваются, но больше тревоги вызывают антироссийские нарративы в школьных и вузовских учебниках республик Средней Азии, воссоздающих национальную историю с помощью антиколониальных императивов.

Антиколониализм – это оружие обоюдоострое: одним концом раня противника, другим оно может задеть своего обладателя. Кстати, советское руководство это усвоило очень быстро: пользовавшиеся в 1920-е годы поддержкой белорусские, украинские и тюркские националисты подверглись арестам, заключению и расстрелам, хотя до этого на них возлагалась задача «антиимпериалистической» борьбы с Польшей и Великобританией. Но использование европейскими странами аналогичных методов в отношении СССР посеяло сомнения в лояльности некоммунистических союзников и привело к расправе над ними.

Однако со временем, начиная с 1960-х годов, в СССР стали наблюдаться попытки ревизии восстаний местных народов против имперского правления (например, в Татарстане этим занимался историк Салям Алишев), а само их присоединение перестало рассматриваться как добровольное. Само собой, что такая смена ориентиров для советской интеллигенции служит ярким маркером политики, в конечном счёте обернувшейся распадом государства по национальным границам.

Может ли Россия провозгласить антиколониальную борьбу, сама будучи обвиняемой в колониализме? Признаю, что соблазн обратиться к бывшим «обиженным» и «угнетённым» велик, особенно с учётом нынешнего геополитического противостояния с Западом. Но надо помнить, что сами деколонизируемые народы порой уничтожали друг друга с неменьшим рвением. Забывчивым неплохо бы вспомнить геноцид в Руанде. Этнические и религиозные чистки меньших масштабов имели место и в других регионах Азии и Африки.

Таким образом, речь идет о способе борьбы, использование которого сопряжено со значительным риском. Не стоит забывать, что русские – тоже белые, тоже христиане и тоже в прошлом строители империи. И претензии нам за это готовы предъявить в любой момент.

Читайте также