Людям часто свойственно заблуждаться, что тот мир, который они видят вокруг, является чем-то постоянным и незыблемым. Однако это не так. И тот мир, который мы знаем сейчас, в ближайшие десятилетия сильно изменится. Сохраните этот текст у себя в закладках.
Темп изменений начал нарастать на рубеже XIX–XX вв., когда развитие современных политических институтов и ускорившийся технологический прогресс вызвали две мировые войны, революции и появление свыше сотни новых государств.
Перемены происходят и сейчас, причём они настолько существенны, что мы можем наблюдать их невооружённым глазом. Например, смена этнического баланса в Москве проявляется в масштабной «халялизации» продукции и появлении отдельной для мигрантов торгово-развлекательной индустрии. Но процесс затрагивает не только Россию. Весь мир в ближайшее время провалится в зону турбулентности, и это объясняется тотальным демографическим сдвигом.
Население сокращается, но не везде
Бурный рост населения во второй половине XX века сменился депопуляцией в подавляющем большинстве развитых стран. Причём наиболее ярко это видно на примере Китая, который даже после отмены политики регулирования рождаемости продолжает двигаться в том же направлении, в результате чего население страны сокращается уже четвёртый год подряд. Аналогичный процесс происходит в Японии и Южной Корее. Восточноазиатские государства первыми войдут в эру нового общества, отличительными признаками которого станут крайне низкая рождаемость и более высокая продолжительность жизни. При этом общее количество населения будет уменьшаться. Согласно среднему прогнозу ООН, к 2050 году население Китая сократится на 112 млн человек.
У европейцев ситуация с сокращением численности населения выглядит не так драматично, но у них проблема иного характера: стагнация, а кое-где и незначительный прирост достигаются за счёт массовой миграции из стран Африки и Азии. Так, в 2025 году население Великобритании увеличилось приблизительно на 438 тысяч человек, и почти половина из них – 197 тысяч – являются мигрантами. Похожая ситуация складывается во Франции, Германии и Испании.
