В своей записной книжке № 7 за 1919–20 годы Марина Цветаева написала: «Не думала я, А.С., не думала я, 15-ти лет, (эсерка!), сидя за партой и с ненавистью следя за Вашей сухой, прямой, на английский лад, фигурой, с мелком в руке, у доски – не думала я, что Вы 12 лет спустя, в октябре 19-го года, кончите так, а я буду сидеть на корточках перед печкой и варить картошку!». Эти слова она посвятила своей учительнице из знаменитой Московской «алфёровской» гимназии Александре Самсоновне Алфёровой. Летом означенного года её вместе с мужем и соратником на педагогическом поприще Александром Даниловичем Алфёровым арестовали в их летней трудовой колонии, которую они основали для прокорма своих бывших (гимназию к тому времени закрыли) учеников. В сентябре обоих расстреляли.
Из тюрьмы Александра Самсоновна сумела передать на волю записку, в которой она написала своё завещание: «Милые, дорогие девочки, вероятно, многие из вас, если узнают о моей смерти, придут со мной проститься. Но тогда я ничего не смогу вам сказать. Спасибо вам за доброе отношение к школе и ко мне, которое вы неоднократно проявляли. Любите друг друга и старайтесь, насколько возможно до старости, сохранять связь друг с другом. Пусть человек, учившийся в гимназии Алфёровой или работавший там, не будет вам чужим. Если у кого из вас в душе теплится обида против меня – простите, но в общем я вас очень любила и желаю вам всего лучшего. Не унывайте – вы молоды и дождётесь лучших времён…».
Говорят, что есть и другой вариант этого изустно дошедшего до нас письма, в котором было написано: «Дорогие девочки! Участь моя решена. Последняя просьба к вам: учитесь без меня так же хорошо, как при мне, ваши знания нужны будут Родине, помните постоянно об этом. Желаю вам добра, честной и интересной жизни». Как бы то ни было, но ни этих блестящих педагогов, ни их выпускников, ни самой гимназии уже не существует. А память о них жива. Она была сохранена в мемуарах Марины Густавовны Шторх и воскрешена в проекте «Живые мемории».В эти дни в Москве завершились съёмки второго сезона этого проекта. Это будут всё те же анимированные, озвученные актёрами первой величины отрывки из воспоминаний XIX–XX веков, но теперь одна из центральных тем будет о русском крестьянстве.
– Одна из книг, которая также будет отвечать на крестьянский вопрос в России, – это прекрасные 12 писем из деревни, написанные публицистом и учёным Энгельгардтом, – рассказывает соавтор проекта Ирина Разумовская. – Книга написана невероятно ироничным языком и на самом деле является настоящей энциклопедией русской жизни, продолжением встречи с крестьянином, встречи с русским мужиком. Речь идёт о 70-х годах XIX века, когда учёный Александр Энгельгардт оставил университет, Петербург и светскую жизнь, переехал в родную деревню и там попытался наладить хозяйство, аграрную жизнь и взаимодействие с мужиком, который только-только освободился особым указом от крепостного права.
Вообще новыми лицам и голосами проекта станут Инна Чурикова, Елизавета Боярская, Виктория Исакова, Игорь Петренко, Антон Шагин, Владислав Ветров и другие артисты театра и кино. Они вдохнут жизнь в воспоминания жены Фёдора Достоевского, дочери Льва Толстого, инженера и мецената Петра Перцова, крестьянина Павла Зайцева. Специальным участником и чтецом второго сезона проекта стал пианист Денис Мацуев. Он не только подарил «Мемориям» своё исполнение «Сюиты 1891», но и озвучил отрывок из мемуаров Сергея Рахманинова.– Никто такого не делал ни в России, ни в мире, – говорит Разумовская. – Мы продолжаем поднимать пласт мемуарной литературы с целью национального самопознания, если хотите. Нам это нужно, чтобы ответить на вопрос: кто мы такие? Что за страну мы наследуем? Мы по-прежнему считаем, что наш проект – это таблетка для укрепления памяти: мы делаем всё, чтобы не было забвения.