Империя и её император

22 октября 1721 года (2 ноября по новому стилю) Сенат преподнёс царю Петру I титул Императора Всероссийского, назвав его к тому же «Отцом Отечества» и «Петром Великим»

Портрет кисти Жана-Марка Натье

Портрет кисти Жана-Марка Натье

 Событие приурочили к окончанию победоносной для России Северной войны – главной войны царя Петра, которая продолжалась большую половину его царствования. Мирный договор со шведами подписали ещё 30 августа (10 сентября) в финском городе Ништадте (Нюстаде), но текст его был обнародован именно в этот день в торжественной обстановке. Так началась эпоха Российской империи.

Политика и дипломатия

Царь Пётр унаследовал от правительства царевны Софьи войну с турками. Войну он вёл успешно. В 1696 году взял Азов – сильную турецкую крепость в устье Дона. А Кази-Кермен, стратегически важную крепость в устье Днепра, взяли боярин Борис Шереметев и гетман Иван Мазепа, в то время ещё верный подданный царя. Но продолжить так удачно начатую кампанию не удалось. Турецкий султан в те времена был столь силен, что успешно воевать против него могли лишь коалиции европейских держав. Но союзники России (Священная Римская империя германской нации, Венецианская Республика и Речь Посполитая) уже не хотели воевать с турками. Они и без того получили от турок большие территориальные уступки, оставив России только что завоёванный Азов. Покорение Причерноморья откладывалось. И царь Пётр решил воевать за выход к Балтике. Вопрос о том, чтобы не воевать, даже не стоял. Османы добровольно не подпустили бы русских к низовьям Дона и Днестра, а шведы не вернули бы земли, потерянные в Смутное время. Тогда (в 1617 году) разорённая Смутой Россия вынуждена была подписать исключительно тяжёлые условия Столбовского мирного договора.

Переориентации внешней политики России способствовало знакомство царя Петра с Августом Сильным, курфюрстом Саксонии и королём Речи Посполитой (Польши). Монархов объединяли не только общие интересы (у Августа, как и у Петра, были к шведам территориальные претензии), но и личная дружба. К союзу примкнула и Дания. В 1700 Дания, Саксония, Польша и Россия начали войну против Швеции – в то время сильнейшей державы Восточной и Северной Европы. Требования России были скромны – вернуть Ижорскую землю (Ингерманланию) и часть Карелии. Приобретения Августа должны были быть куда значительнее: он претендовал на принадлежавшие шведам Лифляндию и Эстляндию, то есть на большую половину Прибалтики. Однако война сложилась неожиданно. Шведский король Карл XII быстро принудил Данию к капитуляции и заставил Августа заключить сепаратный мир и даже отказаться от польской короны. Вся тяжесть войны с Карлом легла на плечи России. В ходе войны царь реформировал армию и создал новый военно-морской флот. Первый флот – речной (гребную флотилию на реке Воронеж и на Дону) создал тоже царь Пётр при подготовке к походу на Азов.

Россия как часовой механизм

Пётр воевал почти всё своё царствование, и большинство его реформ – это реформы военного времени, реформы ради победы над врагом. Сначала над турками, затем над шведами и даже над персами. Для этого Пётр пытался превратить Россию в идеальный часовой механизм, где не было бы лишних деталей, но притом каждая деталь не была бы пассивной – напротив, деталь всё время в работе. Недаром в знаменитом руководстве по этикету «Юности честное зерцало», изданном в петровское время, идеальный молодой человек уподобляется маятнику: «Младый отрок должен быть бодр, трудолюбив, прилежен и беспокоен, подобно как в часах маятник». Пётр лично подавал пример. Многие знают про чудачества царя Петра. Всесильный властелин великой страны сам работал за токарным станком, плотничал, строил корабли, ковал железо, делал хирургические операции (именно так!), рвал зубы (любимый вид его операций), служил бомбардиром. Когда царь истоптал башмаки, то честным трудом заработал себе на новые: выковал в кузнице железные полосы и получил за это 18 алтын (54 копейки). Купил на эти деньги новые башмаки. Пётр чуждался роскоши, экономил на одежде. Екатерина сама штопала царю чулки. Наш известный историк Евгений Анисимов замечает, что эти чудачества не были бессмысленны: царь показывал своим подданным, как надо жить – трудом, службой добиваться успеха в жизни, а не полагаться на знатность происхождения. При Петре старались извести такую категорию населения, как «гулящие люди». Не должно быть в стране бродяг, не должно быть людей, не занятых полезным государству делом и не подчиняющихся начальству. Пётр искренне не понимал, в чём смысл монашества, а потому старался всячески приспособить и монахов к «полезным» делам. Доходы монастырей переводил в государственную казну: мол, зачем монахам лишнее, раз они дали обет бедности? Монахи должны были ухаживать за отставными солдатами (престарелыми и увечными) или пахать землю, а монахиням было предписано делать пряжу и сдавать её на мануфактуры. Теперь служили все. Государственные крестьяне платили подати и выполняли множество ординарных и экстраординарных повинностей. Помещичьи крестьяне содержали господ-дворян, а сами дворяне служили при Петре всю жизнь – до смерти или до увечья, не позволявшего служить дальше. Зато самый захудалый дворянин имел шанс, начав рядовым, продвинуться в службе вплоть до генерал-фельдмаршала или канцлера. Примеры «птенцов гнезда Петрова» общеизвестны: от неподкупного генерал-прокурора Ягужинского до продажного, но храброго, энергичного, неутомимого, как тот самый маятник, Александра Меншикова. Оба были, что называется, людьми «безродными».

Главный механик и живые люди

Когда Военная коллегия обсуждала вопрос о том, как считать знатность дворянина – по количеству крестьянских дворов в собственности или по тому, какой чин получил его отец, – царь наложил такую резолюцию: «Знатное дворянство по годности считать». То есть по личным качествам человека. Из этого не следует, будто родовая аристократия при Петре вовсе потеряла своё значение. Среди потомков русских бояр было немало тех, кто отлично вписался в петровскую военно-государственную машину. Вспомнить хотя бы князя Михаила Михайловича Голицына, участника множества сражений Северной войны, включая несчастное поражение при Нарве (1700), кровавое взятие Нотебурга (1702), блистательную победу при Добром (1708). В славной Полтавской битве он командовал русской гвардией. В стратегически важном морском сражении при Гренгаме – гребным флотом. Петра расстраивало одно: люди оставались людьми. Бывали они непослушны, думали не так, как надо, делали не то, что предписано. Поэтому с любой формой политической оппозиции Пётр боролся безжалостно. Монахам было запрещено иметь чернила и бумагу в кельях. Нечего им писать! Если что хотят написать, пусть пишут открыто – в трапезной. Пётр боялся распространения обличительных сочинений, а учёные монахи, не любившие Петра, были на такое способны. Но сочинения такие были. Находились и люди (в среде старообрядцев), что открыто обличали царя и называли его антихристом, без страха шли на пытки и на казнь. Старообрядцев Пётр заставил платить двойную подать и сверх того носить на одежде особый знак – «козырь: лоскут красного сукна с жёлтой нашивкой».  Как будто евреи в гетто. Впрочем, не терпел он и атеистов. Их царь наказывал лично: однажды побил своей знаменитой дубинкой Василия Никитича Татищева, выдающегося государственного деятеля, учёного, так сказать, младшего в «гнезде петровом». Побил за вольнодумство – пусть впредь не иронизирует над Священным писанием: «Я тебя научу, как должно почитать оное», – приговаривал государь Петр Алексеевич.

С дубинкой в руках

Жестокость Петра никем не оспаривается. Впрочем, будем справедливы. Пётр всё же далеко не Иван Грозный. В жестокости он знал меру и даже, случалось, миловал людей, на смерть почти осуждённых. В Москве, очевидно, под впечатлением от общения с жителями Немецкой слободы, «впал в ересь» бывший стрелец, а затем ученик лекаря Дмитрий Тверитинов. Он отрицал Священное предание, насмехался над иконами, осуждал почитание святых, священство и монашество. У Дмитрия появились последователи. Один из них, цирюльник Фома Иванов, оказался столь рьяным, что разрубил икону. Делом еретиков занялся лично митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (его часто именуют местоблюстителем патриаршего престола). Бывший униат Стефан вырос на западной Украине и, очевидно, решил использовать для борьбы с ересью опыт католической церкви. Фому Иванова сожгли в срубе на Красной площади. Тверитинова Стефан предал анафеме, хотя тот раскаялся и отрёкся от ереси. Тогда царь Пётр вмешался в дело. В конце концов Тверитинова освободили из заточения и сняли с него церковное проклятие.

Наконец, надо бы снять с Петра, быть может, самое тяжкое обвинение – обвинение в гибели несметного множества людей на строительстве Петербурга. Современные исследователи доказали, что не существует ни архивных, ни археологических источников, подтверждающих гибель десятков и тем более сотен тысяч людей на строительстве города. А сохранившиеся документы открывают нам совсем другую картину: в 1706 году «из 529 плотников Петербургского адмиралтейства скончался один человек», 33 человека заболели, пятеро бежали. В 1711–1712 годах в Петербурге работали 2 210 мастеровых, из них умер  61 человек. Пётр часто пускал в ход свою дубинку, но всё, так сказать, по необходимости. Андрей Нартов, учитель Петра в токарном деле, вспоминал, как царь, вернувшись из Сената, долго гладил свою собачку Лизетту, приговаривая: «Когда б послушны были в добре так упрямцы, когда послушна мне Лизетта <…> тогда не гладил бы я их дубиною. Моя собачка слушает без побой; знать в ней более догадки, а в тех заматерелое упрямство». Что делать, если люди мало напоминали дрессированных собачек и тем более не могли быть лишь послушными винтиками государственного механизма.

Новый Александр Великий

И всё-таки достижения Петра и его соратников впечатляют. Победа в битве под Полтавой была достигнута во многом благодаря превосходству русской армии в артиллерии, а ведь прежде именно шведская артиллерия и шведское железо считались лучшими. А пушки эти отливались на созданных при Петре заводах. Новорождённый русский флот положил конец господству шведов на Балтике. В истории это сопоставимо с тем, как римляне во время Первой пунической войны научились строить корабли и стали побеждать карфагенян – признанных властителей моря. Русские при Петре сделали не меньшее. Теперь не только Ингерманландия и Карелия, но и часть Финляндии с Выборгом, и Эстляндия, Лифляндия с островами Эзель и Даго перешли под власть России. Правда, Россия по условиям договора выплатила Швеции 2 миллиона ефимков (56 тонн серебра). Так что присоединённые земли были оплачены дважды: кровью русских солдат и серебром, собранным с населения России.

С концом Северной войны история, по мысли Петра Великого, только начиналась. На следующий год Пётр начал поход против Персии, воспользовавшись неурядицами в этой стране. Поход продлился чуть больше года и был успешен: к России отошло восточное и южное побережья Каспийского моря: от Дербента до далекого Астрабада. Читатель, посмотри на карту и оцени деяния Петра! Никогда ещё русские войска не забирались так далеко. Только вот зачем же все это было России и Петру? России, пожалуй, незачем. А у Петра Великого были очень большие планы. Он отправлял экспедиции для поиска лучшего пути в Индию и размышлял о том, как лучше присоединить новые земли. Астраханский губернатор Артемий Волынский утверждал: «По замыслам его величества, не до одной Персии было ему дело. Ибо, если б посчастливилось нам в Персии и продолжил бы Всевышний живот его, конечно, покусился достигнуть до Индии, а имел в себе намерения и до Китайского государства…». Недаром современники сравнивали Петра с Александром Македонским. К счастью для всех, 28 января (8 февраля) Господь призвал к себе грешного своего раба Петра, великого императора всероссийского.

Что такое империя?

Сам по себе титул «император», как известно, римского происхождения. Изначально его давали некоторым военачальникам в республиканском ещё Риме. Лишь со времени Октавиана Августа он становится одним из титулов (наряду с другими – принцепса Сената, консула, великого понтифика и, опять-таки, Отца Отечества) верховного правителя государства. За пять веков истории Римской империи не только все подданные императора, но и многие соседние «варвары» привыкли считать императора самым главным единственно легитимным властителем. Так возникла имперская идея о том, что власть императора выше власти других правителей, что империя – великое, в идеале – вселенское государство. Эта идея продолжала жить в умах интеллектуалов и политиков, которые возвращались к ней по мере необходимости. Была даже идея «трансляции империи». В каждой эпохе, мол, была своя великая империя, правитель которой был выше остальных государей: Ассирия, Персия, империя Александра Македонского и, наконец, Римская империя. Русская идея «Третьего Рима» – местный вариант «трансляции империи», а сам титул царя (цезаря), в сущности, близок императорскому. Но во времена Петра это старое значение слова «империя» уходило. Слово «империя» становилось синонимом понятия «великая держава». Царь Пётр не успел сделать Россию империей вселенской, он сделал её именно великой державой.

Читайте также