Мы приводим отрывок из известного, но не ставшего популярным в Православной церкви обращения военного капеллана русской армии архимандрита Спиридона (Кислякова) «Исповедь священника перед церковью». Будь он воспринят с доверием и лучше расслышан христианами в начале «века-волкодава», может… Да и сейчас, кажется, еще не поздно прочесть его повнимательней. «Стол» приводит отрывок «Исповеди», непосредственно касающийся христианства и войны. Последняя война с немцами произвела во мне коренную переоценку всех моих ценностей. Она перевернула во мне всё вверх дном. Всё, что прежде казалось мне жизнью, теперь стало смертью, и многое, что казалось смертью, стало жизнью. Эта ужасная мировая война камня на камне не оставила во мне из прежних моих всех ценностей. Такая коренная переоценка произошла во мне при следующих обстоятельствах: в один из дней военного времени, при посещении мною дружин 77-й Ополченской бригады, расположенных на разных участках для охраны железных дорог, на одном из таковых в моё присутствие появился немецкий аэроплан с чёрным крестом внизу. Я весь впился в него глазами. Через несколько минут нижняя часть аэроплана стала делать быстрые уклоны вниз; это были моменты, когда он бросал бомбы из продольной конечности чёрного креста. В этот момент мне припомнились знаменательные слова четвертого века: «Сим победиши!». Когда же я припомнил эти слова и мысленно произнёс их, тогда вдруг, в этот самый момент, понял смысл и значение этих ужасных слов, понял и едва не обезумел от ужаса. Да ведь эти слова «Сим победиши», говорил я сам себе, совершенно тождественны и однородны по своему внутреннему смыслу и значению с третьим искушением Христа в пустыне: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лук. 4:6,7). В основе сего третьего искушения и в словах «Сим победиши» лежит одна и та же воля дьявола, стремящегося к торжественному побеждению Христа и ниспровержению Его царства на земле чрез реальное слияние с идеей земной власти кесарей и Его божественного царства с царствами мира сего…
С того времени, как сатана искушал Христа в пустыне, прошло ровно три века, и вот дьявол снова берёт ту же самую идею третьего искушения Христа и чрез Константина Великого в виде знамения Креста Господня на небе предлагает её всему христианскому миру с победным лозунгом «Сим победиши». На сей раз дьявол восторжествовал, да и было на чём ему торжествовать. Увы! Христиане четвёртого века не устояли перед соблазном этой дьявольской идеи, они слепо обманулись, с открытыми объятиями приняли её за откровение неба и вследствие этого подверглись провалу. С этого момента закончились златые дни христианской жизни. Наступила новая эра жизни, когда последовало быстрое превращение христианства из первоначальной свободной религиозной жизни в строго государственное христианство. С этого момента (ужасное явление в истории Церкви) последовало быстрое слияние Христа с идеей земной власти кесаря, Царства Божия с царством мира сего. Церкви с национализмом, общественного церковного служения с языческим обоготворением имущих власть сильных земли. Слияние это фактически и исторически свершилось в тот роковой момент, когда епископы того времени решились на неслыханное дело. В 314 году они (в угоду ли Константину Великому – этому язычнику в христианской маске или из своих личных корыстных расчётов) в Арле созвали церковный собор и на этом соборе (страшно подумать) предали анафеме всех, кто из христианских религиозных принципов отказывается служить в армии. Факт совершён. Синедрион иудейской церкви заменён представителями христианской Церкви, Пилат – Константином Великим, Голгофа – христианской войной, Евангелие отвергнуто, живой Христос снова осужден на смерть.
Если бы мне доказали, что собор этот вовсе не выносил подобного постановления о войне и он, как поместный, не мог быть решающим органом всей Церкви Христовой, то я бы и тогда не успокоился душой, не успокоился душой потому, что не было и нет церкви, которая бы со времён Константина Великого не воевала бы. В настоящее время все представители всей мировой христианской Церкви не только вдохновляют и поощряют всякую войну, но они даже от лица самой Церкви Христовой возводят её в религиозный христианский культ, например: военные чудотворные иконы, святых, покровительствующих войне, молебны и молитвы о победе врагов и т.д. Они от лица той же самой Вселенской Церкви через Причащение Святыми Тайнами идущих в бой солдат посылают и Самого Христа убивать людей, и быть Самому убитым. Может ли быть что кощунственнее этого? Не Голгофа ли это для Христа? Как только христиане четвёртого века приняли войну и сделались государственными христианами Константина Великого, то с того момента прекратились и гонения на государственных христиан. Прежде мир ненавидел их, гнал, мучил, «как граждан не от мира сего», а теперь сами христиане своею исключительною дьявольскою жестокостью, по благословению духовных представителей Церкви Христовой, заливают весь мир человеческой кровью. Без живой евангельской жизни и все церковные христианские догмы стали лишь достоянием учёных богословских диссертаций, вообще книг и только одних книг, а не самой жизни христиан.
По той же самой основной причине распалась и самая вселенская христианская Церковь на несколько частей, и каждая часть отрицает одна другую в верности своему Основателю. Наконец – о ужас! – и Сам Христос с того момента, как Церковь стала государственным парламентом, стал самым жалким батраком на службе идеологии псевдохристианских государств. В настоящее же время сравнительно с прошлым весь мир пошёл ещё дальше против Христа. Со дня последней мировой войны весь христианский мир стал представлять из себя самую ужасную похоронную процессию, которая с ружьями в руках, с обнажёнными шашками, пушками, ядовитыми газами, горючими жидкостями, на аэропланах, пароходах, поездах, автомобилях, верхом, пешком спешит как можно скорее похоронить Христа.
Вот пока какие последствия оказались в жизни современных христиан. После всего этого как-то страшно становится на душе. В самом деле, Христа мы все считаем живым Богом и в то же время своею жизнью Его отрицаем. Но почему это так? Почему жизнь христиан так упорно и систематически идет против Христа? Почему христиане исповедуют Христову религию и своею жизнью так подло и низко обесценивают Его ни во что? Почему, наконец, даже такие церковные ценности, как почитание икон, почитание преемственности священства, канонизация святых, церковное духовенство ставит для церковной жизни несравненно выше, чем нравственное учение Христа? Все это легко объяснить. Начиная с того же самого Константина Великого и вплоть до наших дней государственная дипломатия мира сего Святое Евангелие считает для себя за такую опасную анархическую книгу, что ей кажется, мир никогда не знал и не будет знать подобной книги.